Напряжение в российской политике растет: кто же выставит свою кандидатуру на выборах 2012 года - Медведев или Путин? Или оба? Или же появится третий кандидат? Возможные сценарии анализирует Инго Маннтойфель.
Самый горячо обсуждаемый вопрос в российской политике сегодня звучит так: кто же будет баллотироваться на пост главы государства на выборах, запланированных на 4 марта 2012 года? Многим европейцам сложно понять всю остроту и актуальность этого вопроса. Ведь для них сами выборы обычно намного важнее, чем предварительное объявление кандидатов. Тем более что до конца года, когда официально начнется избирательная кампания, время еще есть.
Однако политическая система в России, как и многое другое в стране, имеет свои отличительные особенности. Во-первых, «кандидат от власти» - благодаря административному управлению избирательным процессом - почти со стопроцентной вероятностью окажется победителем в кампании. Во-вторых, политический календарь в России таков, что за три месяца до выборов президента, в начале декабря 2011 года, пройдут парламентские выборы. Они, в свою очередь, являются важной вехой на пути к избранию главы государства.
Поэтому окончательное решение о том, кто станет новым президентом, будет принято еще до конца 2011 года. А все происходящее в последующий период времени, вплоть до самих выборов, будет не чем иным, как срежиссированным спектаклем с участием уже заранее известного победителя.
Четыре сценария
С этой точки зрения огромное значение имеет то, кто же выдвинет свою кандидатуру на пост главы государства: действующий президент Дмитрий Медведев, его предшественник - нынешний премьер-министр Владимир Путин, они оба или даже некто третий, поддержанный тандемом кандидат из числа правящей российской элиты? До сих пор и Медведев, и Путин высказывались на этот счет уклончиво. Никакого официального решения в любом случае пока нет.
Из заявлений Медведева следует, что он сам охотно остался бы на посту президента. Но, видимо, он ждет согласия Путина, которое премьер еще не готов дать. Более того, в течение последних недель Путин демонстрирует высокую активность, занимаясь улучшением своего политического имиджа. Поэтому многие наблюдатели полагают, что Путин хочет опять сесть в президентское кресло.
Этот сценарий мог бы получить поддержку прежде всего со стороны силовиков. Они, вероятно, считают, что их интересы будут лучше защищены, если в Кремль вернется бывший сотрудник КГБ Путин. На этот раз - на следующие шесть лет, до 2018 года.
На Медведева - юриста, сделавшего карьеру на государственной службе, - делают ставку либерально настроенный и прозападно ориентированный бизнес, а также интеллектуалы. Многие из них близки и к Путину. Но более молодого Медведева с его политическим курсом на модернизацию России они считают лучшим вариантом для страны.
Сценарий, в соответствии с которым Путин и Медведев будут соперничать на президентских выборах, представляется в настоящее время маловероятным. По меньшей мере, его публично исключил сам Медведев. Также вряд ли возможен сценарий, по которому от партии власти будет баллотироваться какой-либо третий, доселе неизвестный кандидат. Ведь сегодня в России нет ни одного другого политика, который бы заметно выделялся на общем фоне, что было бы важным индикатором, свидетельствующим о подготовке такого сценария.
Принимая во внимание усилившийся в последние несколько месяцев политический пиар Путина и сохраняющуюся нерешительность Медведева, который, несмотря на многочисленные возможности, так и не объявил о желании участвовать в выборах, многие ожидают, что нынешний премьер с мая 2012 года вновь, в том числе и формально, станет «человеком номер один» в России.
Путин и парламентские выборы
Фактически Путин остается им и будучи главой правительства. И не только потому, что он воспринимается населением как самый влиятельный политик в России. Намного важнее широкие личные связи Путина в политической и экономической элите, занимаемые им посты премьера и лидера партии «Единая Россия», которая благодаря двум третям мест в парламенте в любой момент может вставить палки в колеса президенту Медведеву. Все это вместе взятое означает, что в российской политике ничего не может быть сделано против воли Путина.
Однако именно последнее обстоятельство является причиной того, почему нынешние пиар-усилия Путина необязательно говорят о том, что он в любом случае хотел бы вернуться в Кремль. Создание вокруг премьера и «Единой России» широкого общественного движения «Народный фронт», обусловленное тактикой парламентской предвыборной кампании, могло бы также означать, что Путин хотел бы и в дальнейшем располагать в парламенте стабильным большинством в две трети голосов. Итоги последних выборов в региональные органы власти позволяют сомневаться в том, что этой цели будет легко достичь, несмотря на использование пресловутого административного ресурса.
Хотя в последние годы роль российского парламента в политическом процессе - как раз из-за политики Путина - была сильно ослаблена, значение Госдумы в сегодняшней системе власти нельзя недооценивать. Тандемократия, в которой могущественный Путин - всего лишь премьер-министр, а его протеже Медведев формально играет более значимую роль президента, может функционировать только при условии, что путинская партия «Единая Россия» занимает доминирующее положение в парламенте.
Таким образом, наблюдаемую в последнее время активность Путина - а она, без сомнения, может еще и повыситься, - следует рассматривать еще и как необходимый инструмент для достижения «Единой Россией» успеха на парламентских выборах.
После победы на выборах его партии и «Народного фронта» Путин, как общепризнанный лидер нации, мог бы вновь спокойно позволить Медведеву переизбраться на пост президента в марте 2012 года, продлив тем самым до 2018 года придуманную им еще в 2008 году систему конфигурации власти.
При обоих наиболее вероятных сценариях, предполагающих, что президентом станет либо Путин, либо Медведев - но при премьер-министре Путине, самым влиятельным политиком России так или иначе остается нынешний председатель правительства. Так что выбора, судя по всему, не остается.