Из новостей прочел, что России никак не по душе «Поход Эрны». Кроме того, она озабочена ежегодными памятными мероприятиями в Эстонии, связанными с обильными на жертвы боями в Синимяэ во Второй мировой войне (слеты эстонских ветеранов СС - прим. перевод.).
Они никак не поймут, что для эстонцев речь идет о вдвойне трагических событиях: оккупационные армии завлекали под свои знамена эстонцев отдавать свои жизни фальшивыми обещаниями и насильно.
Не хочу останавливаться на военной истории, которую мы ведь хорошо знаем. Самую прямую оценку этой вести дал в июле премьер-министр Андрус Анип: «Представление памятных мероприятий павшим в войне проявлением неонацизма, как это хотят сделать некоторые, глубоко оскорбительно для эстонцев. Эстония серьезно пострадала и от коммунистов, и от нацистов».
Но говорить об эстонско-российских отношениях необходимо. Рауль Ребане недавно хорошо высказался в Eesti Express, что Эстония выходит из сферы влияния России. Это так, проживающая в Эстонии русская молодежь хорошо знает эстонский язык и, составляя планы на будущее, смотрит скорее на Запад, чем на восток. Стоит отметить, что знание ею русского языка стало для нее конкурентным преимуществом на рынке труда. Например, в банках на конкурсах по поиску обслуживающего персонала предпочтение отдается неэстонцам, так как они знают как эстонский, так и русский языки. Да и обычно склоняющиеся к национал-радикализму футбольные фанаты радуются развевающимся сине-черно-белым флагам, когда на поле выбегают и забивают голы футболисты из числа русских в майках сборной Эстонии.
В 2003 году, незадолго до референдума о присоедини к Европейскому союзу Сиим Каллас (бывший премьер-министр, ныне комиссар ЕС по вопросам транспорта, вице-президент Европейской комиссии – прим. перевод.) направил членам партии Реформ письмо: «Начал вспоминать, сделала ли вообще Россия какой-либо дружеский шаг навстречу Эстонской республике просто так, чтобы показать симпатию к Эстонской республике и эстонскому народу? Не припомнил».
К сожалению, положение не стало лучше и через восемь лет.
Пограничный договор между Эстонией и Россией подписан, но из-за мелочного каприза до сих пор, к сожалению, не вступил в силу. За двадцать лет независимости ни один из глав российского государства не посетил Эстонию, а из Эстонии ждут в Россию, пожалуй, только одного политика, через которого, как недавно выяснилось, надеются активно повлиять на происходящее в политике Эстонии (речь о лидере крупнейшей оппозиционной партии, мэре Таллина Эдгаре Сависааре, за которого активно голосуют русскоговорящие граждане – прим. перевод.).
Со своей стороны, Эстония предприняла шаги, чтобы исчезли пограничные очереди, которые не свидетельствуют о хороших отношениях между соседями. С начала августа для пересечения границы можно зарегистрироваться в электронной информационной системе, как это и уместно в 21 веке. Потихоньку проводятся только культурные контакты и в частном порядке Эстонию посещают тысячи российских туристов, которые утверждают в интервью, что увиденное здесь стало для них радостным сюрпризом. Однако в межгосударственных отношениях много споров и есть признаки, что за ними стоят именно руководители российского государства.
Поэтому хотелось бы сказать премьер-министру России – не бойтесь, Владимир Владимирович. Эстония – не враг России. И никогда им не была. Эстония скоро уже двадцать лет как независимое государство, член Европейского союза и НАТО. Пора начать жить и общаться как положено добрым соседям. Без взаимных обвинений. И на «Поход Эрны», о котором говорилось вначале, ожидается и команда России.
Перевод: Хейно Сарап