Мировые лидеры стараются предотвратить распространение паники на финансовых рынках, так как внезапное понижение кредитного рейтинга США вызвало опасения глобальных потрясений, когда откроются биржи.
Министры финансов ведущих промышленно развитых стран Большой семерки - многие из них были далеко на летних каникулах – согласились провести срочные телефонные переговоры в выходные, чтобы попытаться предотвратить потерю доверия к крупнейшей экономике мира. Но неопределенность усилилась, когда рынок Саудовской Аравии упал на целых 5,5%.
Французский министр финансов Франсуа Баруан (François Baroin), чья страна председательствует в G7, сказал, что он поддерживает связь с коллегами в течение 24 часов. «Мы будем внимательно следить за эволюцией событий, которые могут произойти в понедельник», — сказал он.
Канцлер Джордж Осборн (George Osborne), отдыхающий в Калифорнии, провел переговоры со своими коллегами по G7 и Дэвидом Кэмероном (David Cameron), который находится в Тоскане. По словам официальных лиц, Осборн готов прервать свой отпуск, если будет созвано заседание G7. Источники в казначействе сообщили, что канцлер проводил дискуссии для решения взаимосвязанных проблем долгового кризиса в еврозоне по мере того, как разворачивались события в Вашингтоне. Осборн, как сообщается, призывает богатые страны еврозоны, такие как Германия и Франция, поддержать радикальную меру по выпуску так называемых «еврооблигаций», которые могли бы гарантировать долги бедных стран еврозоны в обмен на получение формального голоса в управлении их экономиками в будущем.
В статье в газете Sunday бывший премьер-министр Гордон Браун (Gordon Brown) обвиняет Ангелу Меркель (Angela Merkel) и Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) в том, что они оказались не готовы к кризису и сделали «неправильные выводы из трех лет неправильного анализа», который не смог ответить на необходимость стимулирования роста. Браун утверждает, что «это в духе европейских лидеров считать, что их финансовый кризис ограничивается слабыми государствами, и поэтому они представили свои проблемы в одномерной форме - расточительство на периферии требует жесткой экономии, и если этого не удается достичь, еще более ужесточить экономию».
Европейский центральный банк проведет конференцию своего руководящего совета, чтобы обсудить свой ответ на долговой кризис, сообщил источник в ЕЦБ. Италия обещает ускорить введение мер экономии, и, как ожидается, будет обсуждаться вопрос приобретения ЕЦБ итальянских государственных облигаций.
Понижение S&P кредитного рейтинга США в пятницу добавило опасений по поводу уровня долга и экономического роста в крупнейшей экономике мира и в крупных европейских странах, таких как Италия и Испания. Как только беспокойство почувствовали по всему миру, Китай, крупнейший иностранный держатель американского долга, выступил с чрезвычайным требованием, чтобы Вашингтон изменил свой экономический курс и занялся своей «долговой зависимостью». Он заявил, что падение рейтинга будет сопровождаться дальнейшим «разрушительным сокращением кредитного рейтинга» и глобальными финансовыми потрясениями, если США не научатся «жить по средствам».
«Китай, крупнейший кредитор единственной сверхдержавы в мире, имеет полное право требовать от США решения своих структурных проблем долга и обеспечения сохранности китайских долларовых активов», — сказал он.
Он также настаивает на том, что США должны сократить свои «гигантские военные расходы и раздутые социальные расходы», и повторяет свое требование о введении новой мировой резервной валюты вместо доллара.
В Лондоне мнения разделились: одни считают, что рынки примут к сведению кредитное решение США, другие — что оно может повлечь за собой ряд событий, которые нанесут огромный ущерб мировой финансовой системе.
Пол Дейлз (Paul Dales), старший экономист аналитического центра США Capital Economics, заявил, что потеря рейтинга ААА «не означает полной катастрофы», и любая неблагоприятная реакция будет носить временный характер. Тем не менее, он добавил: «Понижение рейтинга происходит в то время, когда финансовые рынки и страны с развитой экономикой весьма неустойчивы. Дополнительная неопределенность может легко спровоцировать продолжение падения цен на акции. В худшем случае это может оказаться толчком для другого финансового кризиса, который отбросит США и другие западные страны обратно в рецессию».
Эрик Бриттон (Erik Britton), директор Fathom Financial Consulting, консалтингового бюро, расположенного в Сити, сказал: существует опасение, что понижение рейтинга США «вызовет цепную реакцию на мировых рынках облигаций, что повлечет за собой итальянский или испанский государственный дефолт и системный банковский кризис».
Он сказал, что государственный долг США рассматривался на рынках как «безрисковый», но теперь это изменилось, а значит, доходность по облигациям США будет расти и их цена упадет. Поскольку другие облигации будут вести себя аналогичным образом, это вызовет огромные проблемы для банков по всему миру, у которых останутся облигации с падающей стоимостью.
«Небольшой дальнейший рост доходности итальянских государственных облигаций, который может быть вызван понижением рейтинга США, сделает дефолт там неизбежным. Это будет представлять системную угрозу для мировой финансовой системы, и Lehmans будет выглядеть так, будто это тропинка в парке», — сказал Бриттон.
Казначейство заявило, что рейтинговое решение по кредитам США было «абсолютно оправдано» решительным подходом правительства к сокращению дефицита. «Когда наше правительство пришло к власти, прогноз S&P по рейтингу ААА Великобритании был негативный, но благодаря решениям, которые мы приняли по нашим долгами и поддержке устойчивого восстановления, наш рейтинг был подтвержден, что помогло снизить ставки заимствования для налогоплательщиков, домовладельцев и бизнеса», — сказал пресс-секретарь.
Но канцлер теневого кабинета Эд Болз (Ed Balls) сказал, что политика не работает, потому что не было никакого роста в экономике. «Проблемой Великобритании является то, что план Джорджа Осборна не работает. Пытаясь зайти слишком далеко и слишком быстро, подорвали уверенность, и восстановление прошлого года захлебнулось», — сказал он.