Не так давно обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс» Дэвид Брукс написал материал под названием «Неудачи международной стратегии», в котором подверг критике международную систему оказания гуманитарной помощи Афганистану. Признавая за ней ряд значительных достижений в сфере образования и здравоохранения, он все же отмечает, что «во многих случаях приток материальной помощи способствовал формированию зависимости, коррупции и обстановки небезопасности, негативно сказываясь на потенциале самого афганского правительства в деле реализации долгосрочных программ».
И он абсолютно прав. Непреднамеренных последствий вливания в Афганистан больших объемов гуманитарной помощи можно было бы избежать, если бы государства-партнеры Афганистана прислушались к населению страны. С 2002 года из конференции в конференцию президент Хамид Карзай призывал международное сообщество помочь с укреплением государственных институтов послевоенного Афганистана. Идея состояла в том, что с течением времени эти институты должны были постепенно накопить потенциал, необходимый для освоения международной помощи, и научиться самостоятельно разрабатывать и осуществлять гуманитарные программы. Эта концепция по-прежнему пользуется активной поддержкой среди афганского населения.
Здравый смысл диктует народу Афганистана необходимость самим становиться на ноги. Донорское сообщество не может помогать стране постоянно. Президент США Барак Обама подчеркнул факт наступления усталости в международном сообществе, объявив о поэтапном выводе американских войск с территории Афганистана к концу 2012 года. США и их зарубежные союзники «не станут пытаться сделать из Афганистана идеальную страну. Мы не будем наводить порядок на его улицах или патрулировать горы до бесконечности. Это - функция афганского правительства», отметил президент США.
В 2006 году на одной из первых полос «Вашингтон Таймс» я сетовал на нехватку гуманитарных ресурсов и отсутствие твердых международных обязательств в области государственного строительства в Афганистане. В период с 2001 по 2005 гг. в Афганистане были созданы базовые институты центральной власти, отмечал я. Но что касается правоохранительных институтов, составляющих лицо любого правительства, то этому вопросу с самого начала не уделялось должного внимания. Реформы судебной и полицейской системы, которые должны были лечь в основу построения остальных государственных институтов, не проводились, а потом их реализация и вовсе была отложена в долгий ящик. В связи с чем, по моему заключению, произошло углубление вакуума в сфере безопасности в тех областях, где государственные институты либо отсутствовали, либо были слишком слабы и не могли обеспечить защиты населения, особенно на юге и на востоке страны, где до 2005 года помощь оказывалась в малых объемах или не оказывалась вовсе.
Начиная с 2005 года сообщество доноров продолжало тактику подмены собой афганских структур, не занимаясь по сути их построением. Владеющие английским языком профессиональные кадры Афганистана, которые должны были бы помочь в решении вопроса укомплектования государственных учреждений, переманивались благодаря сравнительно высоким зарплатам в параллельные донорские структуры. К примеру, получающий в государственном учреждении 150 долларов афганский инженер-строитель немедленно увольнялся с работы, чтобы наняться поваром или шофером к частному подрядчику, в какое-нибудь агентство ООН или НПО. На таких, казалось бы, черных работах, можно было заработать от 800 долларов и больше. Таким образом международное гуманитарное сообщество лишало афганское правительство квалифицированных кадров.
Спустя почти десять лет после выдворения талибов из Кабула афганское правительство либо не обладает достаточной силой, либо просто отсутствует на значительной части территории Афганистана. Серьезной проблемой по-прежнему остается коррупция. Но международное донорское сообщество не оказывает содействия в решении этих хронических проблем. Вместо этого оно помогает сохранению подобной ситуации, действуя как государство в государстве. Когда международные организации покинут страну, их временные параллельные структуры – действовавшие в обход афганского правительства и лишавшие его скудных ресурсов на цели государственного строительства – ослабнут, образовав зияющую пропасть в афганском обществе.
Афганистан не сможет двигаться вперед, пока международное сообщество, занимающееся реализацией проектов развития, не пересмотрит своего подхода к работе в нашей стране. Следует предпринять подлинные шаги по строительству государственных институтов и обеспечить возможности для достижения подлинного успеха на этом пути, обусловив его рядом условий. Многие люди, включая представителей НАТО и афганских вооруженных сил, отдавших свои жизни в Афганистане, принесли большие жертвы на алтарь будущего нашей страны, и увековечить их память можно лишь прочно поставив Афганистан на путь реконструкции.
М. Ашраф Хайдари является заместителем помощника советника по национальной безопасности и старшим политическим советником Совета национальной безопасности Афганистана.