Августовская война 2008 года продолжает осложнять грузино-российские отношения. Постоянно возникают все новые споры относительно Абхазии и Южной Осетии, где в ближайшее время должны состояться президентские выборы.
Москва непосредственно к третьей годовщине российско-грузинской войны, начавшейся 8 августа, вновь ужесточила риторику в напряженных отношениях между Москвой и Тбилиси. Представители властей обеих стран упрекали противоположную сторону в нарушении международного права, заявляли о продолжающейся агрессивной политике и оставляли только за собой высшее право толковать на свой лад пятидневное вооруженное столкновение летом 2008 года. Последние вербальные нападки были предприняты российским президентом.
В интервью грузинскому телеканалу ПИК, российской телекомпании Russia Today и радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Медведев назвал президента Грузии главным виновником произошедшей «трагедии», а также основным препятствием на пути улучшению сложных отношений между двумя соседями. Медведев охарактеризовал Михаила Саакашвили как человека, которому он никогда не подаст руку. Кроме того, грузинский президент должен быть ему благодарен за то, что российская армия в 2008 году не вошла в Тбилиси. Так как в этом случае в Грузии сейчас был бы уже другой президент. В течение примерно часового интервью Медведев также заявил о том, что он поддерживает идею создания международного суда для уголовно-правового расследования событий 2008 года. Однако, по мнению российского президента, такого рода требования являются в настоящее время нереалистичными. Грузинские избиратели сами должны сделать выводы из событий прошлого.
Грузинские власти в выходные дни с возмущением отреагировали на это интервью. Секретариат президента Саакашвили подверг резкой критике высказывания российского президента, назвав их ревизионистскими и опасными. Российско-грузинские отношения не в последнюю очередь осложняют отколовшиеся от Тбилиси регионы Абхазия и Южная Осетия. Москва после августовской войны признала независимость этих провинций, которые, согласно международному праву, принадлежат Грузии. Грузия со своей стороны говорит о сепаратистских регионах, оккупированных и аннексированных российскими военными, и требует восстановления своей территориальной целостности. Эту точку зрения в конце июля поддержал американский Сенат, назвавший в своей резолюции Абхазию и Южную Осетию «оккупированными Россией регионами».
Автором еще одного громкого политическое заявления по этому поводу стал на прошлой неделе Владимир Путин. Глава российского правительства во время встречи с представителями прокремлевской молодежной организации «Наши» сказал о том, что Южная Осетия может вступить в Российскую Федерацию, если осетинские граждане примут такое решение. После этого президента Медведева в интервью спросили, обсуждался ли этот вопрос в Кремле и в правительстве. По словам Медведева, в настоящее время он не видит никаких предпосылок для этого. Однако, по его мнению, трудно предположить, что может произойти в будущем.
Согласно данным опроса, проведенного независимым исследовательским Левада-Центром, в России сократилось количество людей, поддерживающих вступление Абхазии и Южной Осетии в состав России. Только соответственно 25% и 23% опрошенных высказались в поддержку подобного варианта, тогда как два года назад эти показатели были примерно на 10% выше. Большая часть опрошенных видит эти регионы независимыми как от России, так и от Грузии. Тем не менее Москва, естественно, стремиться поддерживать свое влияние на Южном Кавказе. Эту ситуацию не смогут изменить и запланированные на конец августа выборы в Абхазии и намеченные на ноябрь выборы в Южной Осетии. Новое руководство будет понимать, что политическая и экономическая зависимость от России слишком велика для того, чтобы идти своим путем.