Как и летом прошлого года, российские деревни вновь опустошают лесные пожары. Раз властям не всегда удается дать отпор кризису, простым гражданам приходится примерять на себя роль пожарных.
За один лишь только день 7 августа на Дальнем Востоке страны было потушено не меньше семи пожаров. 29 июля в Министерстве по чрезвычайным ситуациям сообщили о том, что огонь охватил 21 500 гектаров леса.
В мае президент России Дмитрий Медведев потребовал от его сотрудников сделать все, чтобы избежать повторения хаоса 2010 года. Прошлым летом пожары полностью вышли из-под контроля властей, выявив критическую нехватку средств и организации. 62 человека погибли, тысячи домов превратились в пепел, а военные и ядерные объекты не раз оказывались под угрозой.
В условиях всеобщей паники тысячи людей вызвались добровольцами, чтобы помочь солдатам и военным побороть лесные пожары. Этим летом закаленные огнем войска снова возвращаются в строй. Они лучше скоординированы и информированы благодаря интернету, однако им все же нужно лучшее оборудование и средства защиты.
«Российские пожарные-добровольцы борются с пожарами за собственный счет и без профессиональной подготовки»
Рассказывает Анна Баскакова, искусствовед и специалист по добровольному тушению пожаров:
«Виновниками возникновения большинства пожаров становятся владельцы участков, которые предпочитают сжигать сухую траву. А огонь распространяется дальше, потому что поля не содержат в надлежащем виде. Так, например, на юге страны значительные территории покрыты зарослями камыша высотой до 5-7 метров, что особенно опасно в предрасположенных к пожарам зонах. Кроме того, огонь может привести к возгоранию торфяников в расположенных вокруг участках осушенных болот. Таким образом, огонь распространяется под землей и практически невидим для глаза. В начале пожара при должной организации тушение огня не представляет труда, так как охваченная им площадь невелика, а источников воды обычно достаточно. Тем не менее, если быстро ничего не предпринять, пламя достигает высоты в 10-15 метров и уничтожает все на своем пути.
«Далеко не всегда просто понять, на ком лежит ответственность за эти участки земли и кто должен тушить пожары»
Проблема заключается в том, что законы довольно сложны, и определить, кто должен заниматься тушением, не всегда просто. Министерство по чрезвычайным ситуациям заявило о том, что отправит своих сотрудников исключительно в ненаселенные зоны. Лесники в свою очередь не имеют права бороться с пожарами за пределами своего участка. Кроме того, в России не существует какой-либо централизованной пожарной службы, которая бы могла координировать их работу по всей стране.
Из-за всего этого вступать в борьбу с огнем в итоге приходится пожарным-добровольцам. В отличие от своих европейских или североамериканских коллег, у российских волонтеров нет особого статуса или прав. Они тушат пожары за собственный счет, без профессиональной подготовки и не застрахованы от поджидающих их рисков. Большинство из них борются с огнем в выходные или во время отпусков. Некоторые работают в российском отделении Greenpeace, другие состоят в бригаде по защите леса студентов-биологов, третьи приехали из окского заповедника в рязанской области. В большинстве случаев им приходится ездить на собственных машинах и пользоваться оборудованием (насосы, огнетушители, специальные вентиляторы, шланги и жиклеры), которое было приобретено на пожертвования или деньги частных спонсоров. Если им не удается справиться с огнем собственными силами, они выходят на связь с прессой и местными властями, чтобы передать эстафету борьбы с пожаром в руки официальных структур.
«Благодаря приобретенному опыту в этом году мы действуем умнее»
Сейчас нам удалось приобрести определенный опыт. Наша координационная система относительно неплохо работает. Мы используем интернет, чтобы держать добровольцев в курсе событий, а наша онлайн-карта позволяет собрать всю информацию по пожарам. В прошлом году мы работали вслепую и даже не знали, как пользоваться частью имевшегося у нас оборудования.
Самое трудное это то, что все повторяется снова. Это кошмар. Мы на самом деле надеялись, что власти извлекут уроки из 2010 года, накажут виновных, улучшат системы тушения и начнут восстанавливать леса. Но ничего не произошло. Закон о добровольцах, которого мы так ждали, принес одно разочарование. Из этого документа следует, что все группы пожарных-добровольцев должны зарегистрироваться (разумеется, за деньги), нанять официального представителя, шофера и бухгалтера. Все эти расходы нам приходится оплачивать из собственного кармана. Хуже того, теперь Министерство по чрезвычайным ситуациям может привлечь нас на службу, и это значит, что нас могут заставить бросить работу, не выплачивая никакой компенсации».