Удовлетворив в пятницу ходатайства стороны обвинения относительно ареста подсудимой Юлии Тимошенко (что имело эффект информационной бомбы не только на Украине, но и за границей), вчера председательствующий в «газовом деле» Родион Киреев отклонил ряд ходатайств относительно ее освобождения. Сама Леди Ю отказалась просить Фемиду о свободе. Так что ходатайство относительно изменения ей меры пресечения сначала объявил адвокат Тимошенко Юрий Сухов, а со временем и Уполномоченный ВР по правам человека Нина Карпачева (дескать, СИЗО и так переполнено, еще Тимошенко там не хватало). Об освобождении бывшей премьерши Фемиду просили и духовные лица: Патриарх Киевский Филарет, настоятели Михайловского Златоверхого монастыря и Владимирского собора, представители Церкви евангелистов, христиан-баптистов, а также римско-католический епископ Луцкий Маркиан Трофимьяк. Впрочем, суд решил, что в ходатайствах «не приведены достаточные основания для изменения меры пресечения». Параллельно защита Тимошенко направила в Апелляционный суд столицы жалобу на пятничное решение Печерского суда относительно ареста.
Без наручников, но с потасовками
Итак, де-факто за свое пятничное опоздание на процесс и перепалку со свидетелем в деле - нынешним главой правительства Николаем Азаровым - подсудимая и в дальнейшем будет находиться в СИЗО. Найти юридические основания для такой суровой меры, как арест, независимым юристам крайне тяжело. Из-за чего политизированность процесса в деле Тимошенко подчеркивают даже ее оппоненты из оппозиционного лагеря.
Следует заметить, что арест лидерши БЮТ в пятницу был неожидан даже для ее соратников. Ведь когда такая угроза существовала на стадии досудебного следствия и неделю назад во время судебного процесса, на место сразу приезжали встревоженные родственники подсудимой - муж Александр и дочь Евгения. На этот раз их в зале не было.
Так же никто, кроме судьи и прокуроров, не ожидал появления в суде высокопоставленного свидетеля - премьер-министра Николая Азарова. Во время допроса Николая Яновича и произошла перепалка двух премьеров - бывшего и нынешнего. Леди Ю смеялась над Азаровым за незнание государственного языка (дескать, не понимаю, что говорит свидетель, дайте переводчика) и предъявляла обвинение ему в коррупции. Премьер отвечал предшественнице на должности взаимностью, правда, на его оценочные суждения и оскорбления Тимошенко судья никак не реагировал.
Именно тогда сторона обвинения и заявила ходатайство об аресте Тимошенко «за давление на свидетеля и препятствование установлению истины в деле». Вскоре судья поддержал прокуратуру, так что Леди Ю отправилась сразу в СИЗО. Ей не одевали наручников и дали проститься с присутствующими в зале, а обыск провела женщина-правоохранитель в конвойной комнате. Основания для ареста один из соратников Тимошенко, заместитель председателя Верховной Рады Николай Томенко уже окрестил «прецедентом Азарова», который опасен для судебной практики.
А дальше был автозак, который медленно двигался по Крещатику в окружении трех колец охраны из сотен бойцов спецназа, стычки между фанатами Юли и «Беркутом», разбитое в кровь лицо молодого милиционера, женщина, которая ложится под колеса автозака - эти кадры увидел в телевизионных новостях весь мир. Кажется, что власть поставила целью окончательно помочь своей конкурентке на выборах повысить рейтинг и сделать последние мазки в завершении ее героического образа украинской Жанны Д'арк.
С косой и не в клетке
Вчера же суд продолжался. Сюда пришел увидеть жену Александр Тимошенко, а сама подсудимая снова выглядела уверенно. Интересно, что ей разрешили сделать прическу с косой, хотя перед помещением в СИЗО ей пришлось распустить волосы и сдать заколки. Также в зале не была установлена железная клетка, в которой по обыкновению держат арестованных. Так что, в отличие от Луценко, который вчера приехал в суд в одном автозаке с Тимошенко, экс-премьер снова оказалась рядом со своим адвокатом за столом, а не в судебной клетке.
Оставив подсудимую в СИЗО, суд снова продолжил допрос свидетелей. На этот раз подвергали допросу министра иностранных дел Константина Грищенко. С ним у подсудимой также возникла дискуссия, но уже не столь отчаянная, как с Азаровым. Господин Грищенко даже кое-чему поучал Тимошенко. Дескать, премьер-министр не должна была единолично решать стратегически важные государственные вопросы во время газового кризиса 2009 года. После чего подсудимая уже традиционно предъявила обвинение еще и главе МИД Грищенко, который во время кризиса был послом Украины в РФ, в лоббировании интересов «Росукрэнерго».
На время сдачи этого номера «УМ» в печать суд планировал подвергнуть допросу как свидетеля также министр топлива и энергетики Юрия Бойко.
Перевод: Антон Ефремов