Карл фон Клаузевиц (Carl von Clausewitz, 1780-1831) говорил, что война – это продолжение политики иными средствами. После 20 лет войны (если начать с первого конфликта в Ираке, затем в Боснии, Косове, Афганистане, Ираке, снова Афганистане, а теперь еще и Ливии) не пора ли евроатлантическому миру остановиться в своей бесконечной военной кампании? Хотя, разумеется, благородство намерения помешать Муаммару Каддафи устроить нечто подобное бойне в Сребренице не подлежит сомнению.
Искусство окончания войны требует не меньше лидерских качеств, отваги и готовности пойти на риск, чем и искусство ее объявления. Поспешное вмешательство Великобритании в события в Ливии сегодня воспринимается как стратегическая ошибка. Кончено, стратегические соображения не имеют ничего общего с вопросами законности или морали. Война в Ираке была незаконной, так как коммунистическое Политбюро в Китае и близкий к олигархии неоавторитарный российский режим отказались принять вторую резолюцию ООН задолго до угрозы французского вето. Операция в Афганистане получила поддержку ООН, однако после того, как в 2001 году «Аль-Каида» была изгнана из страны, задача была выполнена. Военное вмешательство в Ливии также заслужило зеленый свет от ООН, но было осуществлено НАТО без особого энтузиазма.
Убийство исламистами главы повстанцев генерала Юниса должно было прозвучать как сигнал тревоги. Тем не менее, у нас всегда найдутся представители Ливии, которые будут убеждать руководство в Париже или Лондоне, что еще один авиаудар, неофициальная группа военных инструкторов или еще несколько вертолетов и ракет смогут решить исход дела.
Миллион евро в день
По своей территории Ливия в 2,5 раза превосходит Францию и 7 раз Соединенное Королевство. Один из первых британских премьер-министров XIX века лорд Солсбери заявил, что большая часть ошибок во внешней политике Великобритании связана с неправильным пониманием масштаба на картах. Кто-нибудь сообщил господам Кэмерону и Саркози, насколько на самом деле велика Ливия? Триполи и Бенгази ненавидят друг друга. Сама мысль о том, что представителей Бенгази примут в Триполи с распростертыми объятьями – полное заблуждение. Если у племен и исламистов получится взять верх, в Триполи воцарится не «швейцарская» демократия, а скорее шариат талибского образца.
Ливийская авантюра обходится Франции и Великобритании больше, чем в миллион евро в день. Пока еще ни один французский или британский солдат в Ливии не погиб. В отличие от Афганистана, где число смертей регулярно растет.
Вот уже два десятка лет армия занимает центральное место в политике: война в Ираке, конфликты в Боснии и Косове, вмешательства в африканских государствах, например, Сьерра-Леоне или Кот-д’Ивуаре, наконец, войны «эпохи 11 сентября» в мусульманских странах. Не все эти операции были неоправданными, в частности с учетом новой натовской концепции права на вмешательство и ответственности по защите.
Солдаты служили своей стране и идеалам демократии со всей преданностью, достоинством и безмерным чувством долга. В то же время мы не можем отдать дань памяти нашим погибшим военным, наваливая на них новые трупы. Лучше уж несправедливый мир, чем бесконечная война. Остается лишь понять, какие политические лидеры окажутся способными положить конец кровопролитию и позволить Франции, Великобритании и США насладиться периодом мира, похожего на тот, что пережила Европа, когда отказалась вести войну за сохранение колоний, или же процветание в США после ухода из Вьетнама.
Недемократический мир испытывает искренне удовольствие при виде того, как западные армии увязают в бесперспективных конфликтах, которые вытягивают кровь и ресурсы у столь необходимого евроатлантическому обществу экономического подъема.
Массовые убийства, пытки и зверства, которые сегодня творятся в Сирии, гораздо хуже всего того, что происходит в Ливии. Тем не менее, мы ничего не можем с этим поделать, точно так же, как не можем начать войну, чтобы свергнуть кровавых и коррумпированных африканских диктаторов, или остановить разработку ядерного оружия в Иране.
Война – это продолжение политики иными средствами. Но раз нам не удается добиться успеха силой оружия, может, пришла пора испробовать иные средства?
Дэнис МакШейн - депутат от Лейбористской партии, бывший министр Великобритании по делам Европы.