Нилова Пустынь, Россия – Они просыпаются под звуки российского национального гимна и собираются возле главной сцены, украшенной огромными портретами премьер-министра Владимира Путина и его начальника (по крайней мере, на бумаге) президента Дмитрия Медведева. Там они делают утреннюю зарядку под музыку, которая периодически прерывается записями высказываний обоих руководителей.
А когда наступает день, их учат, как хранить тайны от журналистов, как проявлять активность в интернете, как создавать молодежные организации и как собирать средства. С ними проводят тренировки по боевым искусствам специалисты из борцовского клуба Владимира Путина, их наставляют читать те книги, которые предлагает Путин.
Одному их учить нет необходимости: обожать Путина. Они и так его обожают.
В этом обширном молодежном лагере, расположенном в 350 километрах к северо-западу от Москвы и финансируемом Кремлем (40 гектаров белого песка, высокие сосны и жемчужина русской природы озеро Селигер), тысячи юношей и девушек учатся тому, как поддерживать правящую партию «Единая Россия», как стать в будущем политиками и высокопоставленными государственными чиновниками.
Государство тратит более 7 миллионов долларов на то, чтобы разместить в этом лагере, носящем название «Селигерский форум-2011», 20000 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Они приезжают сюда в июле на девять дней группами по 7000 человек, и большинство из них являются членами взращенных Кремлем молодежных организаций, таких как «Наши», «Местные» и «Сталь».
Политические молодежные лагеря стали летней традицией для всего мира. Но некоторые активисты и журналисты выражают тревогу по поводу того, что пользующиеся поддержкой Кремля молодежные группы преследуют либеральных политиков и журналистов, а также оказывают противодействие оппозиционным митингам в России, где гражданские свободы находятся под угрозой, а законность явно хромает.
Формируя такие молодежные организации и открывая лагеря, власти пытаются воссоздать советский Коммунистический союз молодежи, который сам по себе был усеченной копией коммунистической партии, имея аналогичную структуру и механизмы управления, говорит политолог Дмитрий Орешкин.
«Кремль в середине 2000 годов стало беспокоить то, что творится в умах молодых людей в условиях, когда в бывших советских республиках одна за другой начали происходить оранжевые революции, - отмечает Орешкин, работающий ведущим научным сотрудником Института географии Российской академии наук. – Но что бы ни говорили сейчас участники [лагерного сбора], многим из них на самом деле безразличен и Кремль, и его лидеры. Однако они считают, что побывав там, получат шанс для карьерного роста».
19-летний студент из города Ярославля Александр Васенков признается, что надеется «продвинуться здесь в обществе» и улучшить свои перспективы. «Я надеюсь, что проявление максимальной активности здесь поможет мне быстрее взобраться по социальной лестнице и добиться своих целей».
После завтрака, состоящего из овсяной каши и чая, молодежь выходит из-за деревянных столов возле своих палаток и расходится по обширной территории лагеря на занятия, которые проводят специалисты из самых разных областей – от политики до скалолазания.
Неподалеку от линейки плакатов под названием «Лузеры года», на которых висят фотографии сидящего в тюрьме магната Михаила Ходорковского и других лидеров оппозиции, лектор рассказывает собравшейся в кружок группе слушателей, как Путин ликвидировал систему олигархии, которая появилась после распада Советского Союза.
«Борис Березовский и Владимир Гусинский за границей, а Ходорковский в тюрьме, - рассказывает лектор под одобрительное мычание и смешки. – Так что олигархи уже не управляют больше государством и не влияют на решения, которые принимают люди, уполномоченные делать это».
Журналисты могут быть лояльными, но могут быть и провокаторами, говорит своей группе слушателей другой инструктор. «Внимательно относитесь к простым на первый взгляд вопросам, потому что если будете много болтать, то поможете своему врагу». Обучаемые кивают и делают заметки.
Неподалеку от рисунка граффити, на котором изображен одетый в кимоно и держащий в руках глобус Путин, другая группа обсуждает различные понятия. «Ладно, какое у вас представление об Америке?» - спрашивает лектор. «Америка виновата во всем», - быстро отвечает один из слушателей.
«Этих молодых людей учат заводить учетные записи во всех социальных сетях, заводить там как можно больше друзей и таким образом с максимальной эффективностью распространять информацию, - объясняет создатель молодежной организации «Наши» Василий Якеменко, руководящий Федеральным агентством по делам молодежи, которое и организовало этот лагерь. – Наш лагерь со временем превратится в самый крупный в мире центр общения молодежи, сюда смогут приезжать молодые люди из других стран, чтобы говорить о тех вещах, которые они не могут обсуждать у себя дома».
Критика здесь приветствуется, заявляет Якеменко, настаивая на том, что лагерь открыт для любых точек зрения. По его словам, он хочет, чтобы сюда приезжало больше лекторов с либеральными взглядами. Но Якеменко тут же добавляет, что оппозиционные лидеры, такие как Гарри Каспаров, Борис Немцов, Михаил Касьянов и другие являются персонами нон-грата для этого лагеря, так как они «придерживаются неправильных убеждений».
Либеральный журналист из газеты «Коммерсант» Олег Кашин, который изучал деятельность молодежных группировок, подвергся в ноябре нападению двух бандитов. Его избили стальными прутьями, сломав ногу, руку и обе челюсти. Кашин считает, что к этому причастны Якеменко и связанные с ним молодежные организации, и он открыто высказывает свои подозрения.
«Сейчас я вам больше ничего не могу сказать, но я знаю, что в ходе расследования по делу о нападении на меня следственный комитет нашел массу интересного материала о деятельности этих молодежных организаций», - заявил Кашин по телефону.
Во время обеда за кружками с горячим чаем прямо с лагерного костра некоторые участники говорят о политике и о Путине. Им сказали, что скоро в лагерь приедет главный лидер. Имени никто не называл, но для них это может быть только один человек.
«Медведев слаб во внешней политике, и Россия утратила значительную часть своих позиций и своего влияния за рубежом. Так что Путин со своим жестким подходом должен вернуться и возглавить страну», - говорит 20-летний московский студент Василий Мещеринов.
«С Путиным у власти мне живется хорошо, и он должен и дальше руководить страной», - заявляет 19-летняя студентка из Санкт-Петербурга Анна Фирсова.
И вот наступил этот торжественный момент. Загорелый и излучающий уверенную улыбку Путин вышел из вертолета под радостные крики и слезы счастья толпы из трех десятков тинейджеров, очевидно специально подобранных для этого случая, потому что все они были с излишним весом. Они стояли возле огромных весов, установленных на краю лагеря. Их лидер рассказал Путину о том, как они планируют похудеть, и к радости молодежи, тот тоже пообещал сбросить полкило.
Затем Путин направился к главной палатке, где его ждали тысячи участников сбора.
Проходя по лесу мимо высоких сосен, синих и зеленых палаток, портретов Медведева и своих собственных, Путин останавливался, чтобы то тут, то там поговорить с группами молодежи. Он взобрался на альпинистскую стенку, попозировал перед фотографами, скрестив руки в поединке по арм-рестлингу с парой молодых людей, очень напоминавших профессиональных бодибилдеров, и дал интервью для студенческого документального фильма об участии своего отца в войне. И наконец, он принял участие в почти двухчасовом мероприятии вопросов и ответов в огромной палатке, где собралась большая толпа.
Выступая так, будто уже началась предвыборная кампания, Путин высказался резко против тоталитарного правления в России, вспомнив о миллионах людей, погибших в сталинских лагерях ГУЛАГа. «Тоталитарные формы правления напрочь убивают свободу и творческую активность человека, которую никакое государство подменить собой не может, - сказал он. - И в результате этого неэффективными становятся экономика, социальная сфера, политика. И такое государство обречено».
Когда студент из Санкт-Петербурга сказал собравшимся, что не сомневается в победе Путина на президентских выборах в 2012 году, его слова встретили шквалом аплодисментов и криками «Путин наш президент». Затем один участник спросил, будет ли он баллотироваться.
«Что касается будущего, то оно не за горами, пройдет немного времени, и мы с вами посоветуемся, как быть дальше», - отшутился Путин.
А потом он улетел. Когда улеглась пыль от винта вертолета, молодежь уже готовилась к вечерней дискотеке. Они были оживлены, точно так же, как и во время посещения Путина.
«Да, этим ребятам промывают мозги, - сказал журналист Кашин. – Но им нравится приезжать сюда, общаться с другими мальчишками и девчонками и круто проводить время за государственный счет».