Кабул - Тайные мирные переговоры между Соединенными Штатами и руководством движения Талибан провалились после того, как произошла утечка подробной информации об этих переговорах, сообщили западные дипломаты The Daily Telegraph.
Прекращение переговоров на столь ранней стадии привело к взаимным обвинениям и заявлениям о том, что детали встреч и данные о личности главного талибского переговорщика были преднамеренно раскрыты «параноидальными» фигурами в афганском правительстве.
Абсолютная конфиденциальность была ключевым условием для встреч, которые проводились в Германии и в Катаре ранее в этом году между Тайебом Агхой (Tayeb Agha), бывшим личным секретарем лидера Талибана муллы Омара, и высокопоставленными представителями американского Госдепартамента и Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Председательствовал на встречах Михаэль Штайнер (Michael Steiner), спецпредставитель Германии по Афганистану и Пакистану.
Переговоры описывались как предварительное мероприятие, направленное на достижения соглашения по поводу серии мер по укреплению доверия, чтобы убедить талибов, что Соединенные Штаты и их союзники серьезно настроены по отношению к достижению соглашения путем переговоров, сообщили The Daily Telegraph источники, близкие к переговорам.
Они заявили, что лидеры Талибана очень нервничали по поводу вступления в переговоры из-за широко распространившегося скептицизма среди своих собственных командиров, которые были уверены, что американцы стремятся к диалогу исключительно для того, чтобы расколоть их движение, и опасались, что любые переговоры повредят их собственной репутации и уровню доверия к ним.
Но уже после трех сессий переговоров детали двух встреч в Германии и одной в Катаре, проведенных в марте и апреле, просочились в Washington Post и Der Spiegel, в статьях которых было названо имя Тайеба Агхи как главного талибского переговорщика.
По данным дипломатических источников и других источников, близких к переговорам, Тайеба Агху с тех пор не видели, и американские чиновники не могли связаться с ним через посредников в Кветте и Пешаваре в Пакистане, где он, как предполагают, живет.
«Переговоры были важным делом, настоящим. Я надеюсь, люди усвоят урок важности сохранения конфиденциальности на ранних стадиях. Люди в США пришли в ужас в связи с тем, что произошло», - заявил один источник, близкий к переговорам.
Источники в Кабуле подтвердили, что переговоры, судя по всему, «обернулись ничем» из-за того, что информация о них стала публичной.
После многих лет, в течение которых талибы отвергали попытки к контактам со стороны Хамида Карзая, новости о том, что Запад вступил в контакт с авторитетным помощником муллы Омара, заставила затеплиться надежду в Кабуле.
Абдул Хаким Муджахид (Abdul Hakim Mujahid), бывший представитель Талибана в ООН а ныне член Высшего совета мира г-на Карзая, заявил Daily Telegraph в июне, что контакты были «полезными».
Он сказал: «Тайеб Агха по-прежнему очень близок к мулле Мохаммаду Омару, это хороший знак. Не только близок к мулле Омару, но и близок к Пакистану».
Американские чиновники понимали необходимость сохранения полной конфиденциальности, но решили, что правительство президента Хамида Карзая должно быть проинформировано о ходе событий.
Майкл Семпл (Michael Semple), бывший заместитель представителя Европейского Союза в Кабуле и ведущий эксперт по образу мыслей Талибана, заявил, что раскрытие информации о переговорах и то, что была названа фамилия Тайеба Агхи было расценено как действия, наносящие вред боевикам.
Талибан давно заявлял, что он выгонит иностранцев силой, прежде чем замыслить переговоры. Им нужен период конфиденциальных контактов, чтобы убедиться в том, что имеется какое-то серьезное предложение, которое могло бы стать для них оправданием, когда они пойдут на большой шаг и признают, что переговорам пора начаться сейчас, а не после того, как все решится на поле боя», - сказал он.
«Когда информация о самом факте того, что переговоры имели место быть, и о личности талибского переговорщика просочились в прессу, Талибан переключился на другую версию событий. Руководство представило все дело так, будто бы эти контакты не представляли собой ничего необычного. Это были просто рутинные обсуждения таких вопросов как освобождение заключенных, которые ход войны заставляет периодически проводить».
«Вряд ли стоит удивляться тому, что Талибан решил принизить значимость миссии Тайеба Агхи. В плане прогресса переговоров, которые могут положить конец войне, это оказался вариант «шага вперед и двух назад», - добавил он.