Американский Госдепартамент, кажется, пытается упредить, ослабить и обескровить сенатский Законопроект о верховенстве закона и ответственности имени Сергея Магнитского (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act) 2011 года (S. 1039), поместив несколько российских чиновников в визовый «черный список», что не даст им въехать в Соединенные Штаты. Эти русские следователи, прокуроры и полицейские все сыграли свою роль в гибели юриста Сергея Магнитского, самого известного человека, совершившего крупное разоблачение коррупции, в российской посткоммунистической истории.
Позиция Москвы настолько же показательна, насколько и ошеломляюща. Она готова поставить под угрозу со всем вниманием создававщееся сотрудничество между США и Россией в разных областях, от контроля над вооружениями до Афганистана и Ирана, с целью защитить группу коррумпированных следователей и их высокопоставленных боссов, которые предположительно украли сотни миллионов долларов у российского государства.
В то время как российское Министерство иностранных дел громко протестует против жестких действий США в отношении России, введение американских санкций выглядит скорее как попытка Госдепартамента помешать инициативе сената и спасти политику «перезагрузки» президента Обамы.
Россия угрожает «ассиметрично ответить» в случае, если законопроект Магнитского станет законом. В стиле «око за око» президент Дмитрий Медведев, по сообщениям, проинструктировал МИД, чтобы тот выработал список американских чиновников, которым будет запрещен въезд в Россию, а также запрещено проводить банковские операции на ее территории. В этот список войдут прокуроры и другие сотрудники правоохранительных органов, работавших по таким делам как дело торговца оружием Виктора Бута, которого обвиняют в поставках вооружений террористам, и дело пилота Константина Ярошенко, который занимался контрабандой оружия и наркотиков и был задержан американскими спецслужбами в Африке.
Российская дипломатия сейчас, кажется, обеспечивает прикрытие для подозреваемых в причастности к организованной преступности.
Гораздо более серьезными являются российские угрозы прекратить сотрудничество по Афганистану, Ирану, Ливии и Северной Корее. Если они будут приведены в жизнь, это станет концом перезагрузки.
Администрация Обамы явно обеспокоена таким неудобным давлением со стороны конгресса и опасается того, что конгресс приводит в ярость русских. Определенно выглядит именно так. Однако если политика перезагрузки действительно основана на взаимных интересах России и США, тогда расчистка Авгиевых конюшен российской коррупции и преступности не должна выбивать ее из колеи.
Тем не менее московская злобная и непомерно раздутая реакция на визовый запрет в отношении подозреваемых преступников, работающих на российское государство, ясно демонстрирует приоритеты России и вскрывает ее антиамериканизм. Как отметил на последних слушаниях в конгрессе президент организации Freedom House и бывший помощник Госсекретаря США по правам человека в администрации Джорджа Буша-младшего Дэвид Крэмер (David Kramer), если Россия хочет отбросить назад перезагрузку исключительно основываясь на деле Магнитского, тогда США нужно «пересмотреть отношения».
Так почему же Госдепартамент относится к сенату как к раздражающему фактору? В отличие от сената, Госдепартамент не принимал решения о замораживании активов оказавшихся под действием его санкций российских чиновников. Госдеп против законопроекта Магнитского и ведет кампанию на его провал. Однако, по словам Крэмера, билль является неотъемлемой частью сохранения давления на Россию и «сделал больше для решения вопросов с правами человека в России, чем что бы то ни было еще», сделанное двумя предыдущими администрациями.
Американская политика по отношению к России и другим авторитарным рыночным силам должна представлять собой баланс между защитой американских национальных интересов и поддержанием американских ценностей. Дело Сергея Магнитского обеспечивает такое отношение. Слабеющая политика «перезагрузки» - нет.