Быстро приспосабливающиеся ко всему талибы вынудили американцев больше и чаще использовать вертолеты, заблокировав афганские дороги самодельными взрывными устройствами. А сейчас они могут перейти к устройству засад, чтобы сбивать вертолеты, прилетающие на выручку к своим.
Неумолимый афганский рельеф и масштабные действия талибов по минированию дорог самодельными взрывными устройствами вынуждают спецподразделения армии США все чаще использовать вертолеты при проведении нападений на вражеские опорные пункты. А талибы приспосабливаются к новым реалиям и стараются использовать эту ахиллесову пяту американских военных.
Военное руководство давно уже знает о рисках, связанных с применением вертолетов, но последствия такого применения стали предельно понятны, когда один-единственный боевик одной-единственной гранатой из РПГ уничтожил на прошлой неделе 38 элитных «морских котиков» и афганских спецназовцев, которые прилетели на территорию противника на выручку армейским рейнджерам, попавшим под мощный обстрел во время атаки на сборище талибов в деревушке Джойе Зарин.
Этот эпизод ярко продемонстрировал растущую зависимость войск от вертолетов, а также то обстоятельство, что по мере вывода американских наземных сил из Афганистана нагрузка на спецподразделения будет усиливаться. Бывший министр обороны Роберт Гейтс во время своего прощального визита в Афганистан в июне месяце заявил американским военным на одной из передовых баз: «Со временем наши задачи будут все меньше связаны с противодействием боевикам, и все больше с контртеррористической борьбой». А это задача спецназа. Таким образом, спецназ будет сталкиваться с возрастающими рисками и потерями.
Передвижение по немногочисленным афганским дорогам давно уже стало опасным делом. По подсчетам Пентагона, из 1619 американских военнослужащих, погибших в Афганистане за 10 лет войны, больше всего – 691 человек, или 42% - погибли от установленных на дорогах фугасов и мин. Но в 2007 году боевики существенно активизировали свою деятельность по установке самодельных взрывных устройств; и с тех пор от них погибает половина, а то и больше американских солдат.
Другой способ переброски войск – вертолетами. Но и это чревато своими издержками и потерями, хотя они в 10 раз меньше, чем от взрывных устройств (166 погибших, считая случай на прошлой неделе).
Афганистан с его горной местностью, пыльными бурями и непредсказуемыми порывами ветра является очень сложной территорией для вертолетов, не прощающей ошибок. НАТО статистику на сей счет не дает, но по неофициальным подсчетам, в Афганистане с 2001 года крушение потерпел 101 вертолет. Примерно половина из них (56) это вертолеты Chinook, UH-60 Black Hawk и AH-64 Apache. Это настоящие рабочие лошадки американской армии.
Такая статистика показывает, насколько мобильны американские военные при проведении операций, и насколько их маневренность зависит от вертолетов. Почти все из 101 вертолета потерпели крушение не из-за действий противника, а из-за поломок или ошибок пилотов. Но если считать катастрофу прошлой недели, то примерно 18 вертолетов были сбиты огнем противника. Это 14 машин Chinook и четыре Black Hawk. Точная цифра неизвестна: талибы свои успехи преувеличивают, а НАТО не хочет признавать неудачи. Поэтому по некоторым упавшим или сбитым машинам точного заключения нет.
Крушения вертолетов могут иметь весьма тяжелые последствия. Даже если не считать катастрофу прошлой недели, шесть из семи наиболее смертоносных инцидентов за десять лет войны были связаны с гибелью вертолетов – хотя лишь об одном можно с уверенностью сказать, что он был сбит. В июне 2005 года произошла трагедия, ставшая предвестницей нынешней, когда из РПГ был сбит вертолет Chinook, прилетевший на выручку морским котикам в провинции Кунар. Тогда погибли 16 человек.
Советы на собственном горьком опыте убедились в том, насколько уязвимы вертолеты. Во время вторжения в Афганистан в 1980-е годы советские войска специального назначения проводили атаки с применением вертолетов так же активно, как это делают сегодня американские военные. Моджахеды при помощи поставленных ЦРУ переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» наносили Советам на юге и востоке Афганистана такие тяжелые потери, что это стало важным фактором при принятии решения о выводе войск.
Американские военачальники сталкиваются с аналогичными проблемами. Во время натовской кампании 1999 года по отражению сербского наступления на Косово с целью подавления его борьбы за независимость генерал Уэсли Кларк (Wesley Clark) потребовал, чтобы группа вертолетов Apache нанесла удар по сербам. Вашингтон тогда не смог ему отказать. Но потом у сухопутных войск ушло несколько недель на подготовку аэродрома в Албании, с которого могли бы действовать эти вертолеты, что вызвало даже насмешки. В то время начальник штаба сухопутных войск генерал Деннис Реймер (Dennis Reimer) конфиденциально признался: армия медлила специально, считая, что слишком рискованно посылать вертолеты на занятую противником территорию, не подавив перед этим мощным артиллерийским огнем все зенитно-ракетные средства на их пути. Вертолеты так и не полетели.
Сейчас и в Афганистане американские военные постоянно боятся того, что талибы могут достать аналогичные ракеты. Боевики пытались это сделать, но пока безуспешно. Но у вертолетов Chinook, летающих на крейсерской высоте полтора километра, есть три пулемета: два по бортам и один сзади, огонь из которого пулеметчик ведет, свесив ноги с открытой задней аппарели.
Как показала последняя трагедия, взлетающий или садящийся Chinook все равно легко можно сбить на малой высоте даже при помощи такой элементарно простой вещи как подствольный гранатомет. Даже три пулеметчика с прицелами ночного видения не смогут гарантированно защитить машину от ночного обстрела. В вертолете, где летели котики, было три пулеметчика. Но один-единственный боевик все равно сумел по ним выстрелить.
Наверняка, последней атаке не придадут особого значения, назвав ее случайностью. Но неприятная правда заключается в том, что американские войска в юго-восточном Афганистане дают талибам массу возможностей для превращения данной случайности в закономерность.
Ночные рейды в составе смешанных групп американских и афганских спецподразделений это сейчас главный прием в тактическом арсенале борьбы с боевиками в Афганистане. На одном из американских военных брифингов сообщалось, что за 90 дней с середины февраля по середину мая силы специального назначения провели 1478 рейдов, пленив и уничтожив 499 «лидеров боевиков», захватив 2395 рядовых талибов и уничтожив 549.
Между тем, большая часть из 33-тысячного подкрепления, направленного в Афганистан в декабре 2009 года по указанию президента Обамы, рассредоточена по юго-восточным провинциям страны, создавая, как говорят командиры, «эшелонированную оборону». Юго-восток это кратчайший путь в Кабул, а также главный маршрут для проникновения в страну боевиков из коалиции Хаккани, которых считают самыми подготовленными и решительно настроенными из всех группировок мятежников, вступивших в союз с Талибаном.
Эшелонированная оборона это сеть передовых баз, каждая из которых создает цепочки боевого охранения в виде аванпостов. Передовые базы это крупные и хорошо укрепленные лагеря. Но аванпосты, или заставы, это маленькие и изолированные укрепления с небольшим количеством личного состава. Снабжение этих постов приходится осуществлять ежедневно при помощи вертолетов. А в случае внезапного и мощного нападения на них (такие нападения почти всегда происходят по ночам) эти аванпосты приходится спасать при помощи подкреплений, поспешно прибывающих на вертолетах.
Именно эти особенности и стали причиной произошедшей на прошлой неделе катастрофы. Сторожевой пост в долине Танги оказался настолько беззащитным, что американские войска оставили его в апреле. На смену им должны были прийти афганские военные, но они не сделали этого, и в эшелонированной обороне образовалась брешь.
Тем не менее, американский спецназ продолжал свои секретные операции в долине. Поздно вечером в пятницу подразделение рейнджеров вышло на исходные позиции для проведения ночного рейда и зачистки в доме, где, как полагали военные, находился один из главных изготовителей взрывных устройств для талибов. Но рейнджеры неожиданно наткнулись на мощную охрану по периметру. Оказавшись прижатыми огнем к земле, они вызвали по рации подкрепление. Как говорят местные жители, на помощь прилетели два вертолета Chinook. Один был сбит во время посадки. Другой взял на борт рейнджеров и улетел. В ходе боестолкновения предположительно было уничтожено восемь боевиков. Но при падении вертолета погибли 38 американских и афганских спецназовцев.
Если боевики извлекут уроки из боя в Джойе Зарин, они соответствующим образом перестроят свою тактику действий. Мятежники будут осуществлять массированное нападение на какой-нибудь из сторожевых постов, ожидая, когда военные вызовут подкрепление. Они могут выставить стрелков с РПГ, которые будут ждать в засаде появления вертолетов. По сути дела, талибы могут превратить любой из аванпостов в наживку для ловли машин.
Высокопоставленные военачальники НАТО в Кабуле признают, что талибы и их союзники вполне могут применить такую тактику действий. Но они говорят, что мятежники слишком разобщены, и не в состоянии прилагать такие согласованные усилия.
Однако когда генерал Дэвид Петреус готовился в прошлом месяце покинуть свой пост командующего силами НАТО в Афганистане, он заметил: «Мы многого не знаем о талибах. Но одно мы знаем наверняка: это противник легко приспосабливающийся и имеющий большой запас сил. А мы его на свою беду недооцениваем».