Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Новая мода в наших палестинах: нарисовать на стене черта, назвать его «капитализм» и начать против него тотальную войну на уничтожение. Только вот незадача: никакого черта нет в помине. Это всего лишь воображаемый рисунок на стене.
Экономическая система, существующая в Израиле, не является «капитализмом». Ее можно назвать рыночной экономикой с социальным уклоном. Взять, например, подоходный налог. Согласно капиталистической теории, каждый должен платить одинаковый, подушный налог без какой-либо связи с уровнем доходов. Однако в Израиле прямые налоги (подоходный налог, национальное страхование, налог на здравоохранение) является прогрессивным. Представители малоимущих слоев населения платят государству примерно 2,8% от общего налогового сбора. В то время как израильские граждане с наиболее высокими доходами переводят в государственную казну суммы, составляющие 82% (!) от ежегодного налогового сбора.
Иными словами обладатели высоких доходов финансируют своими деньгами нужды малоимущих слоев населения. И это справедливо. Но это не капитализм. Это рыночная экономика с социальным уклоном. Наши доморощенные неосоциалисты забывают также о том, что в Израиле существует одна из лучших в мире систем здравоохранения – несмотря на все инсинуации в ее адрес. Даже если ты не работаешь и не платишь ни гроша, и у тебя есть десять детей, ты все равно получишь медицинское обслуживание высочайшего уровня.
В Израиле также существует бесплатное среднее образование. Финансовое участие родителей является ничтожной суммой в сравнении с колоссальным бюджетом школьной системы, составляющим 35 миллиардов шекелей. Любому молодому человеку, желающему учиться в университете, будет предоставлен тот или иной вариант субсидирования учебы (стипендии, специальные ссуды). Что же касается утверждений о низком уровне обучения, так это не имеет никакого отношения к деньгам. Проблема заключается в бездарном государственном управлении системой просвещения.
И, конечно же, не стоит забывать о Службе национального страхования («Битуах леуми»), которая тратит ежегодно 60 миллиардов шекелей на пособия для малоимущих граждан. Пособия для стариков, детей, инвалидов, граждан, потерявших трудоспособность в результате аварии на рабочем месте. Пособия по безработице. Пособия по прожиточному минимуму. Пособия на содержание детей. Пособия на гериатрическую помощь. Можно утверждать, что этого недостаточно, что следует платить больше. Но называть все это «свинским капитализмом» нет ни малейшего основания. Мы далеки от подобной ситуации.
Странно слышать также утверждение, что «рыночная экономика потерпела фиаско». В последние 25 лет, в течение которых некогда социалистическая израильская экономика была переведена на капиталистические рельсы, в стране были проведены реформы, которые превратили Израиль в одну из наиболее развитых стран мира. Правительство приватизировало убыточные и неэффективные госкомпании. Частные предприниматели превратили их в доходные современные предприятия. Это привело к увеличению рабочих мест и росту экспорта отечественной продукции. Израильская экономика была открыта для импорта иностранных товаров. Это изменило местный рынок до неузнаваемости. Израильское хозяйство успешно преодолело хроническое состояние бюджетного дефицита и продемонстрировало внушительные показатели в этой сфере. Израильский рынок капитала был интегрирован в международную финансовую систему. Были сняты все ограничения, касающиеся операций с международной валютой. Итогом всего это стали рост уровня жизни, снижение безработицы и выскокий экономический рост.
Стоит также напомнить, что неосоциалисты постоянно требуют увеличить бюджетный дефицит, увеличить государственные расходы, не считаясь с экономической необходимостью. Если бы к ним прислушивались, то израильскую экономику настиг бы тяжелый кризис, сопровождающийся высоким уровнем безработицы, как это произошло в Италии, Греции, Испании, Португалии и Франции.
Следует также уяснить, что большая часть проблем, поднимаемых сегодня участниками социального протеста, не являются прямым результатом рыночной экономики. Наоборот. Рыночная экономика воюет с монополиями, картелями и огромными конгломератами. Политика земельного управления, которое отказывалось многие годы передавать землю в частное пользование, привело к росту цен на жилье. Речь идет о государственной монополии, которая контролирует землю в стране в полном соответствии с социалистической традицией. Непомерно высокие налоги на испорт продовольствия из-за рубежа, приведшие к росту цен на продукты питания, полностью противоречат принципам рыночной экономики и свободной торговли. Кто сегодня выступает против снятия ограничений на импорт молочных продуктов? Сельскохозяйственное лобби - все те же неосоциалисты.
Никто не утверждает, что рыночная модель с социальным уклоном лишена проблем. В мире не существует идеальных моделей. Проблемы неравенства и огромного разрыва в доходах населения следует решать. Однако нет никаких сомнений, что эта система предпочтительнее неосоциалистической модели, которая ведет к безынициативности, нищете, товарному дефициту и неизбежному коллапсу в итоге.