Когда Дональд Кендалл (Donald Kendall), бывший исполнительный директор Pepsico, летал в Москву, чтобы встретиться с Владимиром Путиным в прошлом году и договориться о поглощении компанией российского производителя молочных продуктов и соков компании Wimm-Bill-Dann, в воздухе витал некий дух дежавю.
Пятьдесят лет назад Кендалл приезжал в Москву в качестве молодого руководителя Pepsico и встречался с другим российским лидером Никитой Хрущевым - эта встреча проложила путь для прихода Pepsico на российский рынок несколько лет спустя и всего того, что произошло потом.
В то время как другие истории, такие как возобновившаяся ссора между ВР и ее российскими партнерами-олигархами, рисуют живую картину рисков инвестирования в Россию, такие сделки как приобретение Pepsico компании Wimm-Bill-Dann представляют собой здоровый контрпример: случая, когда многонациональная корпорация на самом деле попадает в самую точку, организуя все правильным путем.
Успех сделки на 5,4 миллиарда долларов, которая была организована, юридически оформлена и подписана в прошлом году в рекордные сроки - всего за три месяца, в значительной степени обязана своим успехом Кендаллу, который заранее обеспечил, чтобы его компания пришла в Россию задолго до любого из ее конкурентов, наследие, которое сослужило хорошую службу обеим сторонам.
В 2008 году Pepsi купила 75-процентную долю в ОАО «Лебедянский», российском ведущем производителе соков, за 1,4 миллиарда долларов. Это стало крупнейшей сделкой Pepsi по приобретению заграничных активов до сделки с WBD, но если брать отдельно, то компания потратила еще более десятилетия на строительство заводов в таких городах как Самара и Екатеринбург, что стало выгодным делом для регионов.
«Это создание основы, которое продолжалось в течение многих лет», - объясняет Рамон Лагуарта (Ramon Laguarta), глава восточноевропейского дивизиона Pepsico. «Мы рассматриваем все это не только как бизнес в России, мы рассматриваем WBD как платформу для нашей экспансии и за пределами России».
В этом, возможно, лежит разница между Pepsico и другими иностранными группами, которые, собираясь нарастить мускулы в России, столкнулись с различными препятствиями - от надоедливых олигархов и обвинений во взяточничестве до казалось бы незначительных вопросов, подобных препятствиям в получении визы.
ВР была вынуждена отказаться от сделки с «Роснефтью» после угроз юридического характера со стороны своих партнеров-олигархов в совместном предприятии ТНК-ВР, в то время как тремя годами ранее Роберт Дадли (Robert Dudley), тогда бывший главой ТНК-ВР, был фактически изгнан из страны после того, как ему отказали в полноценной визе.
Между тем, IKEA, Daimler и Siemens все столкнулись с обвинениями в коррупции или взяточничестве. Из наиболее последних случаев можно упомянуть случай с компанией Indigo Partners, американской венчурной компанией, которая оказалась втянутой в разбирательство с «Альфа-Групп», одним из акционеров ТНК-ВР, по вопросу о контроле над бюджетной авиакомпанией «Авианова».
Мэтт Ласов (Matt Lasov), директор по исследованиям в консалтинговой компании Frontier Strategy Group, говорит, что основной причиной, по которой у Pepsico дела идут настолько лучше, чем у ВР, может быть просто разница между секторами, в которых работают компании.
«Энергетика в России это, очевидно, очень чувствительный вопрос. Если вы работаете в этой области, то вы наверняка встретитесь с большим количеством рисков и столкнетесь с бОльшими препятствиями», - говорит он.
«Когда же вы имеете дело с реальным сектором, шансы на то, что сделка осуществится успешно, значительно выше».
Другим аспектом в данном вопросе может быть отношение Pepsico к инвестициям в Россию. В то время как компания ранее заявляла, что она столкнулась с внутренними проблемами по мере укрепления своего присутствия в Китае, Лагуарта отмечает, что в России на пользу компании пошло наличие сильных местных управленцев, которые работали в компании годами. «У вас никогда не получится вести огромный бизнес так, как мы делали это при помощи экспатов», - говорит он.
В качестве части сделки с WBD Pepsico также обещает расширить WBD и найти новые рынки для ее молочной продукции, в частности для кефира, российского ферментированного молока, что возможно тоже полюбилось Кремлю, который порой начинает ассоциировать иностранные группы с разграблением активов.
«Российские власти очень заинтересованы в иностранных инвестициях, в их приходе сюда, и в создании компаний глобальной природы», - говорит Марина Каган, член управляющего совета WBD во время заключения сделки.
Но и в конце концов, на Pepsico сработала и высокая предложенная цена: группа заплатила премию в 30% за контроль над группой.