Как отнеслись в России к 20-й годовщине государственного переворота 1991 года, провал которого ускорил крах коммунистического режима и распад Советского Союза?
Вспоминают ли россияне об этом как о падении их бывшей империи или же о возрождении России в качестве суверенного государства?
10 августа 1991 года консервативное крыло все еще находившейся у власти Коммунистической партии создало Государственный комитет по чрезвычайному положению, чтобы отстранить от дел генерального секретаря и реформатора той эпохи Михаила Горбачева, а также сдержать начатое им под флагами «перестройки» и «гласности» реформаторское движение. Три дня спустя печально известный ГКЧП был все же вынужден вернуть власть свергнутому лидеру. Тем не менее, для Горбачева это возвращение на вершину власти стало началом конца. Через несколько недель под давлением России, Украины и Белоруссии, которые к тому моменту уже провозгласили или готовились провозгласить независимость, СССР развалился на части. Несмотря на то, что 75 годами ранее СССР был создан благодаря усилиям именно трех этих республик.
Самые ожидаемые комментарии это, безусловно, заявления Владимира Путина. Нынешний премьер-министр и бывший президент России вполне возможно примет участие в намеченных на будущий год президентских выборах вместо своего преемника Дмитрия Медведева. Оказавшись во главе российского государства десятилетие назад, Путин говорил о том, что распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. Путинская власть и по сей день твердо сидит в Кремле, независимо от того, кому принадлежит главная роль. Повторит ли он свои слова или же нам стоит ждать каких-либо нюансов? Готов поспорить, что он выберет второе.
Определенным образом во взглядах Владимира Путина на события двадцатилетней давности отражаются намерения нынешнего главы правительства относительно будущих президентских выборов.
Главные причины, по которым Путин отказался в 2008 году от третьего президентского срока на условии внесения поправок в российскую Конституцию (она ограничивает пребывание на посту президента двумя сроками), также возможно станут яснее. Вообще, истинные мотивы Путина до сих пор остаются предметом ожесточенных политических и академических споров, как в России, так и за границей.
Если верить французскому историку и специалисту по СССР и России Элен Каррер д’Анкосс (Hélène Carrère d'Encausse), ситуация больше не позволяла спекулировать с Конституцией, которая была принята при первом президенте Ельцине (с 1991 по 1999 год). «После Ельцина никто больше не может без опасения играть с Конституцией, чтобы продлить свою власть», - пишет она в своей недавно вышедшей книге «Россия меж двух миров» (La Russie entre deux mondes). Путин понял это послание, подчеркивает она. Хотя этого человека подозревают в самых разных авторитарных решениях, в первую очередь в контексте Чечни или все еще неспокойной ситуации на Кавказе, это не мешает ему идти своим путем. В своей работе он руководствуется тем, что строит демократию с учетом особенностей его страны, ее традиций и уровня развития, уверена Элен Каррер д’Анкосс.
Нынешняя Россия – это отнюдь не тень того, чем был СССР до распада в 1991 году. Так, стал ли тот знаменитый 1991 год временем праздника или трагедии? Россияне еще не решили.