Некоторые события этой недели заставляют по-новому взглянуть на важнейшие моменты в российско-американской перезагрузке или оттепели, а также на провалившуюся политику расширения НАТО без участия России, которая была принята администрацией Клинтона в середине 1990-х годов.
Во-первых, прошла годовщина пятидневной августовской войны 2008 года между Грузией и Россией, в результате чего Грузия лишилась 30 процентов территории, которую она считала и считает своей, а Абхазия и Южная Осетия встали на длинный путь к подлинной независимости. Такую цену Грузия заплатила за собственное высокомерие и за неуклюжее вмешательство Запада в дела региона, которые он плохо понимает. Это вмешательство было обусловлено политикой натовской экспансии, которая привела к милитаризации усилий Америки и западных стран по продвижению демократии и к мощному российскому противодействию таким усилиям.
Кроме того, американская политика во многом приводилась в движение антироссийской предвзятостью многих бывших советологов из США, а также аналитиков и журналистов в вопросах оценки российских отношений с меньшинствами внутри страны и на постсоветском пространстве. Зачастую эти отношения изображаются карикатурно, в черно-белом цвете. Русских представляют как отвратительных националистических империалистов, а такие народы как грузины и их националистически настроенные лидеры изображаются в виде хороших и добрых парней, этаких «светочей демократии».
Такое карикатурное изображение было весьма полезно, так как оно оправдывало расширение НАТО без участия России. Эта упрощенная оценка накладывалась на ситуацию на местах, которая изобиловала межэтнической ненавистью и недоверием, вызванным распадом Советского Союза и обращением многих лидеров постсоветских республик к национализму. Бывший президент Грузии Звиад Гамсахурдия со своими жестокими действиями по подавлению грузинских меньшинств, таких как абхазы, осетины и аджарцы, заставил их обратиться к сепаратизму и искать защиты у России. На беду Тбилиси, Вашингтона и Москвы американские политики и обозреватели игнорируют этот момент. Если говорить коротко, то Соединенные Штаты и НАТО влезли в межэтнический кипящий котел. Предвзятость и невежество Вашингтона и Брюсселя неизбежно привело к скачку температуры в этом котле – а результаты всем хорошо известны.
Искривленная призма восприятия, через которую основные СМИ США и кажущиеся серьезными аналитики освещают события, приводит к дезинформации, а порой и к обману западных государств. Их восприятие грузино-российской войны и ее причин сводится к следующему: Россия вторглась в Грузию и воспламенила обстановку.
У комиссии ЕС ушел год на расследование августовских событий, и она сделала вывод о том, что пятидневную войну в 2008 году развязал грузинский президент-националист Михаил Саакашвили, осуществивший эскалацию мелкомасштабных перестрелок между грузинскими военными и осетинским ополчением. Он превратил их в полномасштабную войну с интенсивными обстрелами югоосетинской столицы Цхинвали, которые осуществлялись без разбора и привели к гибели десятков, а то и сотен мирных жителей и российских миротворцев ночью 7 августа 2008 года. Эти жестокие действия спровоцировали русских на ответные действия – так называемое вторжение в Грузию. Надо сказать, что и русские, и осетины, и грузины, и Запад занимались провокациями, которые поставили напряженную ситуацию на грань войны. Но именно Саакашвили был главным провокатором, именно он перешагнул эту грань, откуда уже не было возврата.
В реакции России никто не обращает внимания на то обстоятельство, что у Москвы не было выбора. Наверное, это и к лучшему. Если бы Москва задержалась или вообще отказалась от вмешательства, осетины из российской Северной Осетии двинулись бы на юг защищать своих соплеменников, и это могло вызвать длительную партизанскую войну. То же самое случилось бы и в Абхазии, уроженцы которой являются этническими родственниками российского адыгского (черкесского) этноса – кабардинцев, черкесов и адыгейцев, проживающих в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея. На самом деле, печально известный своими зверствами чеченский террорист Шамиль Басаев, посеявший на Кавказе семена «Аль-Каиды» и глобального джихада, первый боевой опыт получил, возглавляя батальон добровольцев из числа абхазов и других национальностей Северного Кавказа во время грузино-абхазской войны 1992 года, которая вспыхнула из-за репрессий Гамсахурдии против Абхазии.
В дополнение к угрозе более крупной общекавказской войны, в которую оказалась бы втянутой Россия, а позднее и другие великие державы, серьезно подорваны были бы российские позиции на Северном Кавказе, в Армении, на Кавказе в целом и в СНГ. Так что в любом случае вылазка НАТО в Грузии наверняка привела бы к военной конфронтации с Москвой.
Второе достойное внимания событие этой недели – суд над арестованным недавно экс-премьером Украины Юлией Тимошенко. Тимошенко обвиняют в том, что она в 2009 году нанесла стране ущерб в размере 190 миллионов долларов, подписав газовое соглашение с российским премьер-министром Владимиром Путиным, благодаря которому были ликвидированы перебои в поставках, негативно отразившиеся на Европе. В то время вопрос о вступлении Украины в НАТО также вносил раскол в украинскую политику, которая и без того была накалена до предела из-за соперничества между президентом Виктором Ющенко, Тимошенко и в меньшей степени премьер-министром Виктором Януковичем за контроль над доходами от продажи газа, которые нужны были им для финансирования свои президентских кампаний и сторонников. (Янукович пополнял свои денежные запасы и ряды сторонников за счет влиятельных олигархических промышленных групп.) Более того, незначительное большинство украинского населения выступало резко против политики президента Ющенко по вступлению в НАТО, а также против его действий по подавлению русского языка и переписыванию истории, что вбивало клин между русскими и украинцами.
В обвинениях против Тимошенко говорится, что она дала согласие на подозрительно высокие цены, чтобы получить финансирование на свою предвыборную гонку, которую проиграла. Она вместе с бывшим президентом Украины Виктором Ющенко была главным лидером оранжевой революции 2004 года, которая произошла по образу и подобию розовой революции в Грузии под руководством Саакашвили в 2003 году. Хотя оранжевая революция к кровопролитию не привела, политическая стабильность на Украине подвергается серьезному испытанию из-за распада оранжевого тандема. После сокрушительного поражения Ющенко в ходе президентских выборов зимой прошлого года и победы главного противника оранжевой революции, бывшего премьер-министра Украины Виктора Януковича правление последнего было отмечено усиливающейся кампанией преследования и расследований действий известной своей коррумпированностью Тимошенко. Ее первый наставник, бывший премьер-министр Павел Лазаренко сидит в американской тюрьме по обвинению в коррупции. Под его крылом Тимошенко возглавляла коррумпированный газовый сектор Украины, которым ранее руководил Лазаренко.
Как я писал во время январского газового кризиса 2009 года, все стороны на Украине, похоже, руководствовались интересами внутриполитической борьбы за власть, а не национальными интересами страны, когда провоцировали отключение подачи российского газа. Тогда Запад почти единодушно обвинил во всем Россию, заявив, что она пытается делать то же самое – играть в политику, используя газ в качестве инструмента давления на Украину, чтобы та отвернулась от Запада и отказалась от членства в НАТО. Показания украинских министров газовой промышленности на суде над Тимошенко в Киеве подтвердили то, что я писал во время газового кризиса: Ющенко мог отказаться от газового соглашения с Путиным в январе 2009 года, что привело к прекращению газовых поставок посреди зимних холодов, так как он и его окружение были связаны с компанией-посредницей «РосУкрЭнерго», которая была ликвидирована по условиям соглашения Путина-Тимошенко. Тогда Тимошенко заявила на пресс-конференции, что связанные с лидером оранжевой революции и украинским президентом Ющенко политики получают материальную выгоду от посредника, и что поэтому они сорвали почти достигнутое соглашение. А это, в свою очередь, привело к срыву переговоров и к прекращению подачи газа в Европу. Короче говоря, похоже, что оба лидера оранжевой революции глубоко увязли в коррупции, как и их противники во главе с Януковичем.
Следовательно, вопреки повествовательной линии США и Запада, как в революции роз 2003 года, так и в оранжевой революции 2004 года не демократы сражались с диктаторами в ходе восстаний народных масс. Это была внутренняя борьба элиты за власть, в которой одна из сторон под названием «демократы» во внутриполитических стратегических целях проявила больше желания сотрудничать с Западом, чем «сторонники диктатуры», и поэтому решила временно мобилизовать массы, дабы те помогли ей захватить власть, придав этому процессу легитимный характер. Ни одна из сторон в обеих революциях не отличалась особым демократизмом и не была незапятнанной коррупцией.
Геостратегическая развязка этих событий состоит в следующем: ни Грузия, ни Украина не вступят в ближайшее время в НАТО; позиции России в отношении этих стран окрепли; Соединенные Штаты показали неспособность или нежелание защищать своих союзников в этом отдаленном регионе; США и Россия по-прежнему противостоят друг другу в борьбе за будущее этого региона, что осложняет долгосрочные перспективы перезагрузки, не говоря уже о ее превращении в стратегическое партнерство.
На всем постсоветском пространстве Россия остается господствующей державой. Это находит свое отражение в той популярности, которой она пользуется во многих странах бывшего СССР. Россия и ее руководство непопулярны в Грузии и странах Прибалтики, но к ним с одобрением относится большая часть населения в 8 из 9 постсоветских государств, о чем говорят результаты недавнего опроса Института Гэллапа (в Туркмении опрос не проводился). В Таджикистане Россию одобряет 94% населения, в Киргизии 84%, в Узбекистане 81%, в Армении 75%, в Казахстане 73%, на Украине 61%, в Молдавии 56%, а в Азербайджане 54%. Только в Белоруссии больший процент населения не одобряет российское руководство и российскую политику в СНГ. Таким образом, Россия сохраняет прочные позиции в СНГ, несмотря на свои зачастую деспотичные и неуклюжие внешнеполитические шаги, а также гуманитарную помощь и экономическую щедрость Запада в отношении стран СНГ.
Американская политика расширения своего влияния на постсоветском пространстве при помощи НАТО затрещала по швам после вступления в Североатлантический альянс государств Балтии. В общем и целом она потерпела неудачу, как и предупреждали многие, включая автора этой статьи, начиная с середины 1990-х годов. Российские связи с Украиной не дадут ей вступить в НАТО. Политика Тбилиси по притеснению своих национальных меньшинств и последовавшая в связи с этим поддержка независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России ставит Грузию в положение страны с проблемами суверенитета, что исключает возможность ее вступления в альянс. Молдавия и Азербайджан не могут вступить в НАТО по тем же причинам, имея на руках нерешенные проблемы с Приднестровьем и Нагорным Карабахом.
Похоже, у администрации Обамы отсутствует общая стратегия в плане евразийской политики США. И жестокая правда заключается в том, что такая стратегия у нее вряд ли появится. Пока говорить об этом слишком рано, особенно в плане стратегического партнерства с Россией.