Российские политологи допускают возможность британских погромов в своей стране, но не могут договориться, кто будет громить: то ли иммигранты, то ли просто хулиганы.
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко в ходе публичной дискуссии о беспорядках, прокатившихся на прошлой и позапрошлой неделях по британским городам, предположил, что их ведущей силой были иммигранты, не интегрирующиеся в местное общество – он назвал их «нон-интегрантами».
По мнению Игнатенко,«горючий материал нон-интегрантов» накапливается и в российских крупных городах, и если власти ничего не будут с этим делать, то и в России вполне возможны беспорядки, подобные британским.
«И когда кто-то, предположим, будет устраивать беспорядки в Москве, участниками этих беспорядков я, например, вижу не московских футбольных фанатов, а те сотни тысяч людей, которые без дела, без зарплаты, без питания находятся в нашем столичном городе», – сказал Игнатенко.
Впрочем, в самой Британии, анализируя корни бунта, подчеркивают, что в нем участвовали люди самого разного этнического и расового происхождения, в том числе и в очень большой мере англичане с белой кожей. Объединяет же большинство погромщиков то, что это - жители «муниципальных гетто», выходцы из семей, где стало традицией не работать, а жить на пособие и случайные - законные или незаконные - заработки.
Психолог, заведующий кафедрой психологии Финансового университета при правительстве России Александр Лебедев-Любимов считает, что большинство иммигрантов приезжает в Россию работать, и им не до погромов – как и большинству россиян.
«Кто будет выступать? Наши, которые не могут работу найти? Они, что, займут эти места и будут работать дворниками за копейки, которые таджики получают? Да нет, конечно. Беднейшие слои российской глубинки? Да им бы концы с концами свести, им не до бунта», – сказал Лебедев-Любимов.
В то же время психолог считает вполне возможными массовые вспышки агрессии со стороны, например, футбольных фанатов и прочих маргиналов.
Нигилизм юных
«Конечно, будут эти вспышки – их можно ожидать. Но их стоит оценивать как проявление психологии молодых поколений – протестующих, нигилистических. Здесь больше психологии, чем экономики. Хулиганство – да. Серьезное политическое движение – нет», – сказал Лебедев-Любимов.
Доктор Лебедев-Любимов и британские бунты считает скорее проявлением молодежного нигилизма, чем социальных проблем.
Вице-президент российского Союза криминалистов и криминологов Владимир Овчинский тоже считает бунты возможными и рассчитывает, что власти ликвидируют предпосылки для них. При этом беспорядки в России, по его мнению, могут существенно отличаться от британских отсутствием меркантильности.
«Будут ли у нас громить магазины – нет, у нас магазины громить не будут, потому что в Британии магазины принадлежат среднему классу, а у нас в основном – бывшим или нынешним членам организованных преступных группировок. Поэтому сами себя громить не будут. Нападать будут на органы полиции и администрации», – предположил Владимир Овчинский в ходе организованной в Москве публичной дискуссии.