София – Бойко Борисов пришел к власти, обещая лучшие условия для Болгарии по энергетическим договорам с Россией, начав таким образом кампанию, которая привела к битве с нефтяным гигантом ЛУКОЙЛ всего за два месяца до президентских выборов.
Болгария – беднейшая страна Европейского Союза, ее ежегодный валовой внутренний продукт (ВВП) меньше рыночной стоимости одного лишь ЛУКОЙЛа, чей нефтеперерабатывающий завод в Бургасе является крупнейшим в стране.
Тем не менее правительство особо не колебалось в своем агрессивном поведении по отношению к компании, разозлившись после того, как фирма пропустила июньский крайний срок для установки счетчиков, необходимых для контроля и слежения за производством, чтобы власти могли рассчитать налоги.
Аналитики говорят, что этот спор, который происходит на фоне других споров по вопросу о планируемом строительстве атомной электростанции и вокруг газопроводов, иллюстрирует все более настоятельное желание Болгарии играть более активную роль в отношениях с ее давним союзником Россией.
«Шаги в отношении ЛУКОЙЛа посылают четкий сигнал о том, что Болгария ужесточает свою позицию и хочет отстаивать свои интересы и в других ведущихся Россией проектах», - говорит Руслан Стефанов, экономический эксперт софийского независимого Центра изучения демократии (Center for the Study of Democracy).
В прошлом месяце болгарская таможенная служба призвала к временному закрытию в ходе налогового спора лукойловского нефтеперерабатывающего предприятия в Бургасе, которое перерабатывает 142 тысячи баррелей в день.
Антимонопольная служба Болгарии также начала расследование в отношении потенциальных нарушений ЛУКОЙЛа, связанных с его доминирующим положением на рынке.
И София, и ЛУКОЙЛ дали понять, что компромисс вероятен, но эта стычка подчеркивает тот факт, что Болгария, как и другие бывшие советские государства-сателлиты, все с большей настороженностью относится к участию России в своем энергетическом секторе, считая даже частные инвестиции за попытку Москвы усилить свое политическое влияние.
«Становится все большим сопротивление проектам с российским государственным участием», - говорит Сергей Кондратьев, старший эксперт в Институте энергетики и финансов в Москве.
Эти опасения усилились после зимы 2009 года, когда спор между Украиной и Россией привел к отключению газа для региона, и это отключение сильнее всего ударило по балканским странам, оставив многих из них без тепла в холодное время года.
Для Болгарии риски не меньше, так как она россиийские поставки обеспечивают 70% ее энергетических потребностей. «Для любого болгарского правительства нелегко выступать против огромной… машины, которую представляют собой российские корпоративные интересы на болгарской территории», - говорит Огнян Минчев, аналитик из Института региональных и международных исследований (Institute for Regional and International Studies).
Завод в Бургасе также обеспечивает около шести тысяч рабочих мест, и его выплаты в государственный бюджет за первые шесть месяцев этого года обеспечили 13% всех налоговых доходов Болгарии.
Тем не менее Борисову было мало что терять, переходя к жесткой линии поведения, ибо в октябре его правительство ждут местные и президентские выборы, и хотя ему удалось успешно пережить попытки вынести вотумы недоверия в июне и в июле, его популярности сильно вредят экономические проблемы и задержки в проведении обещанных реформ.
Высокая инфляция, которая усилила давление на и без того невысокие доходы, безработица и скандал с прослушиванием телефонных разговоров еще больше способствовали снижению популярности правящей партии ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»), в то время как София сталкивается с давлением со стороны властей Евросоюза в Брюсселе, призывающих ее более активно действовать в области борьбы с коррупцией на высоком уровне.
Власти прикладывают усилия в том числе и в попытке добиться пересмотра условий соглашения от 2006 года, подписанного с российской государственной компанией «Атомстройэкспорт», о строительстве атомной электростанции Белене на 2 000 мегаватт на реке Дунай – стоимость проекта оценивается более чем в 10 миллиардов евро.
Правительство Борисова добивается лучшей цены, и пыталось привлечь новых западных инвесторов после того, как проект покинула немецкая RWE.
Российская компания отреагировала в июле, подав в арбитражный суд иск против Национальной энергетической компании (НЭК) Болгарии с требованием выплаты 58 миллионов евро (83 миллионов долларов) за работы по проекту атомной станции.
«Ссора с ЛУКОЙЛом представляет собой ощутимую эскалацию нынешнего противостояния между Россией и Болгарией», - говорит энергетический аналитик IHS Кэш Берчетт (Kash Burchett).
«София испытывает искушение отзыва лицензии (на бургасский НПЗ таможенными властями), в качестве возмездия за то, что «Атомстройэкспорт» потащил НЭК в арбитраж».
Правительство Болгарии, находясь под давлением со стороны Вашингтона и Брюсселя, призывающих к уменьшению российского участия в энергосекторе Болгарии, также ведет переговоры по ряду трубопроводных сделок с Москвой.
Оно фактически заблокировало проект трансбалканского нефтепровода, предназначавшийся для транспортировки российской нефти из черноморского порта Бургас в Грецию, приведя в качестве основания опасения экологического характера.
Тем не менее Болгария остается ключевым участником планируемого проекта газопровода «Южный поток», который хочет строить российский Газпром.
Проект стоимостью 21,5 миллиарда долларов обеспечит доставку российского сжиженного природного газа (так в тексте, на самом деле СПГ транспортируют танкерами - прим. перев.) по дну Черного моря через Болгарию и другие страны в Западную Европу.
Болгария пытается связать свое участие в этом проекте с большими уступками по новым контрактам на поставки газа, эти переговоры раздражают русских.
«Отношения ухудшаются с тех самых пор, как этот кабинет пришел к власти, - говорит Сергей Вахрамеев, старший аналитик российской инвестицинно-финансовой компании «Метрополь». - Если все будет идти и дальше таким путем, им придется просто расстаться с российскими инвестициями».
--
LUKoil Overseas, оператор международных проектов ЛУКОЙЛа в области разведки и добычи, продемонстрировал рост чистой прибыли до 1,08 миллиарда долларов в 2010 году, на 150% больше, чем в 2009, сообщила компания в своем ежегодном финансовом отчете, передает «Интерфакс».
Рост прибыли в значительной степени объясняется резким ростом цен на углеводороды в 2010 году, а также тем фактом, что компания получила 438,4 миллиона долларов доходов за третий квартал прошлого года после положительного разрешения корпоративного спора вокруг проекта в Казахстане.