Август в этот раз - необычайно спокойный для России месяц, подозрительным образом отсутствуют пожары, перевороты и войны. На самом деле, единственной областью, в которой наблюдается обычное для августа возбуждение, является валютный рынок страны.
С начала месяца рублю удалось потерять все свои завоевания 2011 года, и затем так же легко зафиксировать свой самый большой за три дня рост за последние два года.
В то время как быстрое снижение рубля ранее в этом месяце стало причиной серьезной неуверенности на рынке, аналитики быстро обратили внимание на то, что волатильность на самом деле демонстрирует позитивные изменения монетарной политики Центрального банка.
Как это характеризует Роланд Нэш (Roland Nash), главный инвестиционный стратег московского хедж-фонда Verno Capital, рубль, весьма вероятно, будет служить неким «предохранительным клапаном» для российской экономики в случае дальнейшего ухудшения на глобальных рынках - и это сильно отличается от ситуации во время предыдущего кризиса.
«(Для правительства) было чрезвычайно сложно (во время дефолта в стране) в 1998 году отпустить рубль, и это было по-прежнему сложным и в 2008, потому что многие компании набрали кредитов за границей», - отметил Nash в интервью beyondbrics.
Выбранная вместо этого медленная, плавная девальвация рубля стала болезненным процессом для российского правительства, которое потратило 200 миллиардов долларов своих резервов, защищая свою валюту от краха в 2008 году.
Три года спустя Россия принимает другой подход. В то время как Центробанк продал немного иностранной валюты для контролирования колебаний, в основном он позволил рублю снизиться в цене, фактически дав добро на свободное изменение курса российское валюты.
Как отмечает Иван Чакаров из «Ренессанс-капитала», новая политика позволит рублю принять на себя некоторые ударные волны глобальной волатильности, и в результате это поможет защитить российскую экономику.
В качестве примера «Ренессанс» составил модель, в которой анализируется, как снижение на 1% ВВП США повлияет на экономический рост России в зависимости от того, позволит ли Центробанк рублю терять в цене или нет.
Результаты поразительные. Если Центробанк вмешивается и поддерживает рубль, российский ВВП может сократиться на величину до 2,5 процентных пунктов в годовом отношении в течение трех кварталов после начала шоковой волны, а среднегодовой спад составит 1,5 процентных пункта. Если Центробанк не будет вмешиваться, то максимальное снижение составит 2,2 процентных пункта в третьем квартале, а среднегодовой спад составит 0,9 процентного пункта.
Между тем, как говорит Чакаров, снижение рубля в цене мало повлияет на инфляцию, так как цены на продукты питания сейчас ощутимо ниже, чем во время засухи прошлым летом. И, по словам Нэша, это также может восстановить конкурентоспособность России.
Резкое снижение цены рубля, конечно, имело свои последствия. Как сообщает Bloomberg, долговые обязательства российского правительства показывали наиболее негативную динамику среди бумаг всех стран БРИК. Но впоминая о 2008 годе, небольшая волатильность рубля, в конце концов, не выглядит настолько уж плохой.