Западное сообщество, прежде всего, США предоставили России определенную степень свободы в режиме урегулирования карабахской проблемы. В результате, цель достигнута, ни о каком урегулировании не может быть и речи, а Россия продемонстрировала свою полную несостоятельность оперировать имеющимися рычагами. Недавно, в Москве, в вполне достойном обществе был задан вопрос: «Если американцы оказывают поддержку Дмитрию Медведеву, то почему они не скрывают своей радости, по поводу провала попыток России?». Таким образом, размышляют те, кто, вроде бы, консультируют президентский аппарат по вопросам Южного Кавказа и других регионов. И это российский истеблишмент, или сервис для истеблишмента.
Проблема, сейчас, не столько в насмешках, которые отпускаются в адрес российского президента, но, скорее, в намерениях США и Франции пересмотреть механизмы урегулирования конфликтов в известном пространстве, что предполагает нивелирование роли России, и, во всяком случае, исключение ее лидирующей роли в этих вопросах. Это удар по самолюбию и персональному престижу Д. Медведева, поверившему, что американцы настолько симпатизируют ему, что уступят позиции в регионах. Поэтому, в Москве возникают иллюзии по поводу возможности «доигрывания проигранного», что, видимо, связано с надеждами на то, что удастся убедить Азербайджан в необходимости «сохранить лицо» Д.Медведеву. При этом, употреблены даже некоторые угрозы, причем, с расчетом, что Армения в очередной раз должна заплатить кровью за благополучие московских временщиков.
США, с большой очевидностью, завершили «паузу» и вернулись к прежним планам по приобщению Южного Кавказа к своей стратегии, и в регионе реально возникла перспектива развертывания «Третьей силы», как альтернативы ожидаемому турецко-российскому альянсу. При этом, распределены функции, которые приданы новым и новейшим южно-кавказским государствам: исключительно транзитной функции Грузии и сдерживания России, функции регионального балансира Армении и элемента сдерживания Турции, функции «вторичного» базирования Азербайджану, а Абхазии, Южной Осетии и Нагорному Карабаху - задачи блокирования усилий Турции и России в регионе. Когда британцы хотят указать на политико-интеллектуальные способности американцев, то говорят: «Американцы, это простые люди». В действительности, этот план не только просто и очевиден, но и сам «плывет в руки» проектантам. США сейчас развернули довольно активную работу по абсорбции Азербайджана, что предполагает его дистанцирование не только от России, но и от Турции.
Что же остается России - хвататься за соломинку надежды. После этой глупой и смешной трехлетней игры по сдаче интересов Армении ради усиления влияния на Азербайджан, остается лишь доказать американцам, что Россия, провалив политические игры, способна хотя бы предотвратить войну. Что для этого нужно - продолжать унижаться перед Азербайджаном или поставить еще два дивизиона S-300, это и придется решать.
Возникает вопрос, кто в большей мере приблизил вторую карабахскую войну – США или Россия? В руках армянского руководства появляется важный козырь и надежда стать участником в этой игре, а именно, осмысленно принять перспективу войны.