20 лет назад Литва, Латвия и Эстония освободились от гнета СССР. Сегодня, хотя все три этих государства являются членами ЕС и НАТО, над ними по-прежнему нависает тень Кремля.
14 июля 2011 года полковник КГБ в отставке Михаил Головатов был задержан в Вене на основании выданного Литвой европейского постановления об аресте. В розыске этот человек оказался из-за роли, которую он сыграл в кровавом штурме вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Той зимней ночью советские танки хотели положить конец движению Литвы по пути к независимости. В результате действий спецотряда «Альфа» Михаила Голованова 14 человек погибли и по меньшей мере еще 700 были ранены. Тем не менее, ему не удалось остановить неизбежное. Восемь месяцев спустя Кремлю все же пришлось признать независимость Литвы, за которой последовал распад всего советского блока.
20 часов спустя австрийские власти все же решили отпустить Михаила Головатова из-за недостаточной обоснованности постановления. Все три балтийских государства заявили, что их предали, и что Австрия уступила под давлением России.
В 150 километрах от Вильнюса, посреди озер и сосновых лесов возвышаются два реактора РБМК-15000 Игналинской АЭС. «То, что выбор Кремля в 1980-х годах пал на этот прекрасный регион, объясняется его стремлением привлечь ученых и… сократить ущерб в случае катастрофы», - говорит пресс-секретарь ядерного комплекса Анна Акинина. Тем не менее, в настоящий момент АЭС спит мертвым сном.
Дело в том, что 31 декабря 2009 года работа станции была остановлена, так как Европейский Союз посчитал ее слишком опасной. С того момента Литва живет за счет энергетических инъекций из России. За два года счета за электричество увеличились на 30%. Подобную зависимость ощущают также Латвия и Эстония. Российская монополия «Газпром» контролирует крупнейшие газовые предприятия региона: Latvijas Gaze в Латвии и Eesti Gaas в Эстонии. Подобный рычаг давления не раз находил применение во внешней политике Москвы. В ответ на вступление трех прибалтийских государств в НАТО Россия остановила поставки нефти в Латвию в 2004 году и в Литву в 2006 году.
Во всей Прибалтике влияние русскоязычное меньшинства сильнее всего ощущается в Латвии. В концу советской эры на латышей приходилось не больше 52% населения страны. Сегодня русскоязычное меньшинство составляет 28% населения. В Риге оно достигает 40%, причем к нему принадлежит и занимающий уже два года кресло мэра Нил Ушаков. В 2010 году пророссийской партии «Центр согласия» не удалось одержать победу на парламентских выборах с помощью программы, которая была ориентирована на сближение с Россией и выход из Европейского Союза и НАТО.
«Не думаю, что в латвийском обществе действительно существует раскол между русскими и латышами. Молодежь проявляет очень слабый интерес к националистическим движениям, за исключением разве что нескольких небольших радикальных групп. Этими расхождениями в первую очередь пользуются политики в предвыборных целях», - считает Анрей Бесоновс. Этот молодой экономист из латвийского Центробанка вырос на востоке страны, в русскоязычном городе и семье. «В то же время многие престарелые люди не говорят по-латышски, хотя и живут здесь уже не первый десяток лет. Так обстоят дела у моих родителей. И это огромное препятствие для тех, кто хочет найти работу с момента распада Советского Союза», - добавляет он.
Остается лишь проблема так называемых «неграждан», которая уже много лет отравляет отношения Риги и Москвы. Более 300 000 человек, русских в своем большинстве, имеют статус лица без гражданства, который предоставляет им право проживать на территории страны и пользоваться услугами соцслужб, но не дает возможности голосовать или служить в полиции и армии.
Расположенная чуть севернее Эстония служить своего рода примером для соседей. Ее взгляд устремлен в Скандинавию, и именно она смогла быстрее других перестроить свою экономику. 1 января 2011 года она даже вошла в расшатанную финансовым кризисом еврозону. Всем ее неурядицам не удалось запугать эстонского «тигра». Добившись экономического роста в 8,5%, Эстония заставляет краснеть от зависти другие европейские государства. Залогом этих успехов стал интернет. Маленькая балтийская республика стала одним из пионеров в области новых технологий. Так, например, здесь был разработан знаменитый Skype. В столице страны Таллинне Wi-Fi доступен на каждом углу.
Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни эстонцев: они пользуются им, чтобы оплачивать счета, подавать налоговые декларации и даже голосовать. Как следствие, безопасность сети стала одним из ключевых вопросов, особенно после кибератак 2007 года. Всего за несколько минут российским хакерам удалось тогда полностью парализовать несколько сайтов государственных служб, банков и предприятий в ответ на перенос советского памятника Воина-освободителя, который раньше стоял в центре города.
Как бы то ни было, последние четыре года отношения балтийских стран и России постепенно улучшаются. Но может очередное обострение не за горами? За 20 лет независимости недостатка в них явно не было.