Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Канада пытается утвердиться в Арктике

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛедокол "Москва" ведет караван судов сквозь льды Арктики
Ледокол Москва ведет караван судов сквозь льды Арктики
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почему арктический вопрос вызывает столько споров? Через десять или двадцать лет потепление климата расчистит путь в ледяной эльдорадо, где сокрыты не меньшие богатства, чем в его песчаном «аналоге» на Ближнем Востоке.

Сегодня премьер-министр Канады Стивен Харпер (Stephen Harper) направляется в Арктику, чтобы принять участие в крупномасштабных военных учениях, которые нацелены на утверждение суверенитета Канады в регионе. Это особенно важно с учетом того, что потепление климата постепенно делает доступными для освоения огромные богатства Крайнего севера.

Почему арктический вопрос вызывает столько споров?

Через десять или двадцать лет потепление климата расчистит путь в ледяной эльдорадо, где сокрыты не меньшие богатства, чем в его песчаном «аналоге» на Ближнем Востоке. Так, за границами полярного круга лежит 30% неразработанных запасов газа и 13% запасов нефти на нашей планете. К тому же арктический ледяной щит, который еще совсем недавно казался полностью непроницаемым, может полностью исчезнуть к 2050 году.    

При виде такой потенциальной энергетической манны пять арктических государств (Россия, Канада, Норвегия, Дания и США) пытаются всеми силами заявить о себе. Военные операции, научные и исследовательские экспедиции – все для того, чтобы утвердить свое присутствие. Дело в том, что борьба за влияние обещает быть яростной, как уже отметил бывший премьер-министр Мишель Рокар (Michel Rocard). Как представитель Франции по вопросам Арктики он недавно провел шесть дней на борту канадского ледокола Amundsen, крупнейшего научно-исследовательского судна страны. «Удивительное» путешествие, сказал он, побывав в Северо-Западном проходе, который скоро откроет торговым судам новый путь в Азию помимо Суэцкого и Панамского каналов.     

Кто будет владеть Северо-Западным путем?


Но как можно плыть без инфраструктуры и установленных правил? Канада требует создать регламент для прохода по маршруту, который идет через ее территориальные воды. Для утверждения своего суверенитета власти начали 5 августа крупномасштабные учения Nanook совместно с датскими и американскими военными.

С сегодняшнего дня и до 26 августа премьер-министр Канады Стивен Харпер будет присутствовать на учениях, в которые входит симуляция авиакатастрофы и чрезвычайного происшествия на море. Премьера будет сопровождать командующий операцией генерал Уолтер Семьянив (Walter Semianiw). В Nanook задействован не только флот, но и сухопутные войска, военно-воздушные силы, а также отряды специального назначения. Кроме того, она станет первым испытанием беспилотных аппаратов в условиях крайнего севера. 

Что касается США и Европейского Союза, они считают, что Северо-Западный путь является международным маршрутом. За этим спорным вопросом скрывается и еще один: кому принадлежат самые крупные месторождения? Россия в свою очередь также заявила о намерении расширить морские границы. В 2012 году она собирается представить в ООН прошение о расширении ее континентального шельфа. Канада передаст аналогичные бумаги в 2013 году. Дания, которой по сей день принадлежит Гренландия, через несколько недель намеревается заявить о правах собственности на Cеверном полюсе, где российские исследователи уже символически поставили свой триколор еще в 2007 году.

Как установить рамки для частных компаний?

Тем временем экологи и международное сообщество испытывают нешуточное беспокойство. Дело в том, что источником финансирования большей части экспедиций, в том числе и экспедиции на ледоколе Amundsen, выступают нефтяные компании. Именно поэтому так необходимо заставить их следовать строжайшим экологическим нормам.

«Тем не менее, самая неотложная проблема – это проблема рыболовства», - говорит Мишель Рокар. Потепление климата приводит к массовой миграции рыб в более прохладные арктические воды. «Какие виды, какие регионы нужно защищать?» К тому же как избежать браконьерства? «Тут нет ни маяков, ни бакенов. Карты неполные или даже неточные. Нет наблюдательного флота и спасательных вертолетов», - сетует он.

По его словам, ни у одной страны нет возможности в одиночку обеспечить надзор за проходом и его безопасность. Арктический совет, созданная в 1996 году межправительственная организация из восьми постоянных членов (Канада, США, Исландия, Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Россия), работает как «совет собственников» и не принимает конкретных решений. «Сейчас все действуют по принципу каждый за себя, что вызывает беспокойство в остальном мире», - уверен Мишель Рокар.