22 августа в России – День государственного флага. Ежегодно сотни людей в этот день собираются в Москве на перекрестке Нового Арбата и Садового кольца. Надпись на не бросающемся в глаза памятнике гласит, что здесь в августе 1991 года трагически погибли трое парней, защищавших Белый дом – здание, где тогда размещался Верховный совет и администрация первого президента России Бориса Ельцина. В дни августовского путча тысячи человек пришли защитить президента и парламент от Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который организовал переворот с целью предотвращения распада СССР. Путч во многом отношении провалился потому, что люди вышли на улицы.
В Москве об этом особо ничего не напоминает. Молодое поколение иногда даже путает те августовские события с октябрем 1993 года, когда Белый дом был штабом другого бунта – того, который уже против президента Ельцина подняли депутаты Верховного совета. Российский бело-сине-красный национальный и государственный флаг, который впервые взвился над зданием парламента 22 августа 1991 года, теперь у памятника поднимают только активисты правозащитных организаций и демократических партий, которые даже не представлены в нынешнем парламенте России – Госдуме. Ни второй президент страны Владимир Путин, ни третий – Дмитрий Медведев - ни разу не почтили своим присутствием посвященное развевающемуся и в настоящее время над Кремлем флагу мероприятие.
Величайшая геополитическая катастрофа 20-го века – так однажды назвал развал Советского Союза Владимир Путин, подняв ностальгию по советским временам в ранг государственной политики. Через несколько месяцев после избрания Путин предложил в качестве гимна Российской Федерации принять прежний гимн СССР с новыми, соответствующими современности словами. Как показал опрос того времени, более 55% жителей России поддержали этот шаг президента.
Десять лет назад развал СССР в России не воспринимался, как катастрофа. Наверное, единственный вопрос, который задавал средний гражданин был: как мы в дальнейшем будем ездить в бывшие республики СССР? В России по-прежнему часто звучит сожаление об «утраченных» Украине, Грузии, Латвии, иногда – о Восточной Германии и Польше
«Шальные девяностые»
90-е годы уже уходят из памяти. Остались лишь отдельные яркие вспышки. «Черный вторник» 1995 года – фактическая девальвация рубля. Дефолт 1998 года – финансовый кризис, разрушивший коммерческие банки. Тогда банковские сбережения потеряли не более 10% жителей России. У остальных в то время никаких сбережений просто не было. Если были, то их охотнее хранили в долларах США дома, а не в банках. Однако термин «шальные девяностые», который однажды произнес Путин, вошел в разговорный язык. «Все это десятилетие воспринимается, как один непрерывный кошмар», - говорит политолог Леонид Радзиховский.
Преступность тогда вышла из подполья, приватизация принесла с собой массовые нарушения закона. На таком фоне жизнь в России после 2000 года действительно выглядит намного стабильнее. Контролируемые учреждениями власти СМИ сообщают о больших успехах в экономике. Только три года осталось до зимних Олимпийских игр, которые впервые после 1980 года пройдут на территории России – в Сочи. В 2018 году Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города примут Чемпионат мира по футболу. Скоростной поезд, правда, произведенный в Германии, с конца 2009 года курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. Правительство утверждает, что до Чемпионата мира по футболу будет готова шестиполосная скоростная магистраль. Однако ее строительство еще не началось.
Фактор Чечни
11 декабря 2010 года тысячи футбольных фанатов в центре Москвы, всего в ста метрах от Кремля, блокировали Манежную площадь. Причина акции - убийство члена клуба фанатов «Спартака». Виновные – люди северокавказского происхождения. Это событие потрясло Москву, которая ранее старалась не замечать роста националистических настроений.
Москва, где концентрируется львиная доля финансов страны, еще в советское время привлекала жителей провинции. Экономические трудности середины 2000-х вызвали второй по величине наплыв мигрантов не только из российских регионов, но, прежде всего, с Северного Кавказа, где экономическая ситуация остается тяжелой, несмотря на большие «инъекции» из федерального бюджета. С ростом общего числа жителей самих русских в населенных ими регионах становится меньше, поэтому вопрос «кавказцев» из года в год по-прежнему актуален.
Нельзя сказать, что это только последствия двух чеченских войн (1994-1996 и 1999-2006), хотя и они тоже, конечно, играют важную роль. Нынешнюю ситуацию в Чечне можно охарактеризовать, как спокойную – если верить официальной информации. Однако роста влияния исламистов в других регионах Северного Кавказа официальная Москва до недавнего времени старалась не замечать. Террорист, который зимой прошлого года взорвал зал ожидания аэропорта Домодедово, был из Карачаево-Черкесии, а не из Чечни.
Военные игры
В мае 2011 года на пресс-конференции президент Медведев самым большим успехом трех лет своего правления назвал «навязанный Грузии мир». Так называемая «пятидневная война» августа 2008 года закончилась тем, что Россия формально признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Официальная Москва пытается делать вид, что война с Грузией не повлияла на отношения с ЕС и с другими важнейшими международными партнерами. «Перезагрузка» в отношениях с США объявлена еще одним важным достижением в международной политике. В 2009 году с США подписан новый договор об ограничении стратегических ядерных вооружений, который хотя бы формально приравнивает Россию к ведущей ядерной державе.
Ряд экспертов обоснованно считают, что игры с ракетным и ядерным оружием с США нужны российским лидерам только для того, чтобы по-прежнему чувствовать себя представителями сверхдержавы. Экономически Россия намного уступает влиятельным странам мира, и уже давно уступила Китаю. Грандиозный проект – создание на окраине Москвы центра современных технологий «Сколково» - пока остается на бумаге.
Нефтегазовый хребет
Львиную долю госбюджета России обеспечивает экспорт нефти и газа, поэтому нередко корпорацию «Газпром» называют хребтом российской экономики. Бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин в свое время перефразировал слова основателя General Motors: «Что хорошо для «Газпрома», то хорошо и для России».
Президент Путин не скрывал, что считает газовую отрасль не только источником доходов, но и рычагом для оказания давления на потребителей газа. Использовав дружеские отношения с главой правительства Германии Герхардом Шредером, Путин добился реализации проекта Nоrd Sream. Правда, экономический кризис заставил отложить реализацию другого грандиозного проекта South Stream в Черном море и на Балканах, но Газпром уже получил в собственность сети распределения газа Сербии.
Прополка политического поля
На первой и, наверное, последней большой пресс-конференции Дмитрия Медведева журналисты пытались заполучить ответ на вопрос, будет ли он баллотироваться на второй президентский срок. Большинство независимых наблюдателей единодушны в том, что Путин, по всей вероятности, планирует вернуться в Кремль. Опросы показывают, что, как минимум, 55% избирателей готовы отдать свои голоса за него. Но окончательное решение, думается, будет принято после парламентских выборов – в зависимости от того, какой результат будет у правящей партии «Единая Россия», которую последние три года формально возглавляет Путин.
По данным последних опросов, рейтинги этой партии в последнее время демонстрируют тенденцию к снижению. Но пока первое место ей гарантировано. Тем более, потому, что, похоже, только пять партий получат право представить свои списки. В 1999 году на выборы было зарегистрировано 17 партий, в выборах 1995 года участвовало 20 партий. Отказ зарегистрировать партию Бориса Немцова и еще три левые партии исключает из политической жизни значительное количество потенциальных избирателей.
Немцов считает: даже если Путин оставит Медведеву возможность баллотироваться на второй срок, это ничего не изменит. По мнению оппозиционного политика, в России сформировался режим, похожий на советский режим: «У власти одна партия, которую нельзя назвать иначе, как партией воров и коррупционеров»
Мировой финансовый центр
С предложением создать в Москве финансовый центр мирового масштаба премьер Путин выступил осенью 2009 года, как раз в момент кульминации экономического кризиса. Тогда многим казалось, что кризис Россию не затронет. Реальность все же оказалась иной.
Созданный в начале десятилетия Стабилизационной фонд, который постепенно пополнялся за счет роста цен на нефть и газ, в начале лета 2011 года, по словам министра финансов, был почти исчерпан. Даже небольшое снижение цен на нефть повлияло на доходы госбюджета России. Министерство финансов прогнозирует, что инфляцию на запланированном уровне 8% в этом году удержать не удастся.
По данным Государственной службы статистики, в июне этого года средняя зарплата в Москве впервые превысила 40 тысяч рублей. Столько зарабатывает средний менеджер финансовой компании или профессор Московского университета. Младший медицинский персонал в больницах Москвы официально зарабатывает не более 5 тысяч рублей в месяц.
(Публикуется с небольшими сокращениями)
Перевод: Лариса Дереча