С того момента, когда пан Иво решил продать процветающую IT компанию и наблюдать за миром бизнеса исключительно со стороны, прошло уже долгих пять лет. И хотя к предпринимательской деятельности он до сих пор не вернулся, именно теперь он вот-вот совершит самую важную сделку своей жизни. «Единственное, над чем я думаю, не надо ли все сделать быстрее. В том, что это выгодно, я нисколько не сомневаюсь», - описывает свое положение предприниматель из Брно: он уже несколько месяцев тратит свою энергию на единственную цель - избавиться от всей наличности, акций и долей в компаниях, в которые он инвестировал последние годы, и на все полученные средства купить золото.
Этот драгоценный металл в последнее время бьет все рекорды, и его стоимость постоянно растет. Если 10 лет назад унцию золота (31 грамм) продавали за 250 долларов, сегодня цена унции в семь раз больше. «И это все равно еще только начало», - убедительно говорит пан Иво. Он считает, что цена будет расти и дальше, пропорционально тому, как будет увеличиваться нервная обстановка из-за следующей волны экономического кризиса. «Но здесь дело не только в стоимости, - объясняет он. – Моя цель не разбогатеть на золоте, а, скорее, подготовиться к самому худшему. Завтра или через пару лет финансовый мир Запада неотвратимо рухнет, и золото будет моей гарантией на трудное время».
Все это звучит немного конспиративно, и такому впечатлению способствует и тот факт, что Иво о своих сделках готов говорить, называя только имя, не фамилию. «Когда классические деньги обесценятся, я не хочу, чтобы было известно, что я один из немногих, кто сохранил свое имущество», - объясняет он причины желания остаться неизвестным. Но что-то в этом точно есть. Как, например, напоминает журнал The Economist, группка инвесторов, рассуждающих так же, как пан Иво, существует в мире испокон веков, и в настоящее время ряды этих людей пополняются невероятными темпами.
При этом речь идет не только о тех, кто меняет свое имущество на золотые слитки (за последние сто лет даже прижилось специальное название для таких людей – «золотые жуки»). Людей, скупающих золото, становится все больше, несмотря на классовые границы. И с такими сделками связан принципиальный вопрос: к чему может привести вера в «последнюю гарантию финансового мира», а вместе с ней и приближающаяся к кульминации «золотая лихорадка»?
Тысячу лет одно и то же
«Монеты, золотые слитки – форма может быть разной, главное, что это можно крепко держать в руках», - перебирает блестящие куски в одной из коробок на столе Рената Шмилауэрова (Renata Šmilauerová). Здесь, в одном из пражских жилых домой, она уже больше восьми лет руководит фирмой, торгующей инвестиционным золотом (взвешенными кусками чистого металла, которые, в отличие от ювелирных изделий, не облагаются НДС и служат исключительно как способ хранения денег). Совсем недавно во всей стране было всего две подобные фирмы, сегодня их 14, и постоянно добавляются новые.
«Я уже отказываюсь делать какие-либо прогнозы относительно цены, я совершенно не ожидала того, что происходит сейчас», - пожимает плечами пани Шмилауэрова и каждую минуту поднимает трубку звонящего телефона. В этот раз мужчина на другом конце линии хочет продать два слитка золота весом по килограмму каждый (при сегодняшних ценах стоимостью примерно по миллиону крон). Это исключительный случай, и не из-за количества золота, а из-за того, что подавляющее большинство сейчас хочет покупать. «Раньше люди покупали золото в качестве подарка на свадьбу или день рождения, а теперь всем движет неопределенность», - пожимает плечами Рената Шмилауэрова.
«Мы едва успеваем с поставками, интерес сильно растет», - описывает сегодняшнюю действительность Мартин Татьак (Martin Taťák) из фирмы AuPortal.eu, одной из крупнейших в Чехии. Единственный в Чехии работающий с золотом монетный двор в городе Яблонец-над-Нисоу объявил о рекордных продажах золотых монет стоимостью 100 миллионов за одну неделю. Еще в прошлом году такое количество монет продавалось за три месяца. Красноречива и статистика таможенного управления. Если в докризисный 2007 год чехи привезли золота примерно на 477 миллионов, уже через год это количество возросло более, чем в два раза, в прошлом году цифры превысили 2 миллиарда. Итоги этого года, судя по статистике за два квартала, побьют давно установленные рекорды.
Итак, свидетелями чего мы с вами являемся? Большинство биржевых аналитиков и экономистов сегодня, скорее, пожимают плечами, когда слышат утверждения «золотых жуков» о том, что западный мир движется к неуправляемой катастрофе, когда классические бумажные деньги потеряют свою стоимость. «Ничего подобного мы не ожидаем, и главное для нас то, что цена золота может упасть так же быстро, как она взлетела», - говорит, например, Михал Ступавски (Michal Stupavský) из инвестиционной компании Conseq. Он напоминает, что, с точки зрения классических инвесторов, у золота есть, как минимум, два принципиальных недостатка: нельзя определить его действительную стоимость (например, стоимость акций определяется по результатам работы самих компаний), и, в отличие от акций, сберегательных фондов и недвижимости, золото не приносит никаких дивидендов, процентов и платы за аренду, так что перспективы здесь очень неясные.
С другой стороны, все больше признанных экономистов предупреждают, что, если западные политики не найдут решения своих долговых проблем, мир действительно может погрузиться в очередную рецессию, возможно, еще более страшную, чем, та, которую мы пережили два года назад. «И именно об этом идет речь, - кивает головой, соглашаясь, пан Иво. – Если что-то подобное произойдет, акции и, возможно, классические деньги потеряют свою стоимость. А золото – нет». Он повторяет правило, которое сегодня вспоминают и экономисты: если за один доллар сегодня можно купить гораздо меньше товара, чем 10 лет назад, то за грамм золота можно приобрести примерно то же, что и тысячу лет назад.
Вполне независимо
Факт остается фактом: золото вдохновляет торговцев надежностью. Этот металл был главным платежным средством в античный период, в средневековье и в новое время – в целом долгие 6 тысяч лет. Современная эра золота началась в 1717 году, когда известный Исаак Ньютон, в то время работавший управляющим британского Монетного двора, определил точную стоимость одной унции чистого золота. Именно тогда золото, по сути, стало основой западной валютной системы, потому что с золотыми резервами, содержавшимися в государственных банках, стали связывать и классические деньги.
Почему подобная роль не досталась драгоценным камням или другим металлам? Здесь важно количество мирового запаса золота, которое вместе с ограниченно добычей увеличивается очень медленно (по сравнению с ростом числа населения), таким образом золото сохраняет свою исключительность. Количество и качество золота, например, в отличие от алмазов, легко измерить с помощью обычных весов. К тому же металл легко разделить, расплавив. Не меньшее значение играет и то, что ни один другой сравнимый товар так равномерно не распространен на планете.
«Золото, проще говоря, переживет вас», - говорит пани Шмилауэрова, напоминая, что золото, согласно истории, сохраняет свою стоимость и в случаяе астрономической инфляции, ужасной дефляции или даже при полном развале финансового рынка (что произошло, например, во время банкротства в Аргентине, Зимбабве и в других африканских республиках, а также в Веймарской республике).
И у «золотых жуков» (помимо известной психологической притягательности блестящих золотых самородков) есть еще один повод для особого отношения к золоту: золото, один из немногих металлов, в природе встречается исключительно в чистой форме и не бывает частью каких-то соединений. Поэтому если бы золото вновь стало платежным средством, можно было бы говорить о неком символическом возвращении к чистоте непрозрачного и сегодня для многих испорченного финансового мира.
Центральную роль в прошлых и нынешних опасениях относительно будущего золота, безусловно, играют Соединенные Штаты. Именно сомнения и неуверенность относительно дальнейшей судьбы ключевой мировой державы сегодня тянут цену золота вверх. Кривые на графиках беспрецедентно набирают темп уже с 2001 года, когда в Америке упала вера инвесторов в реактивное развитие интернета. Но, тем не менее, только события 2008 года подняли цифры на до сих пор невиданные высоты. И «золотая лихорадка» началась. По данным консалтинговой компании Metals Economics Group, фирмы, добывающие золото, до начала экономического кризиса на разведывание новых золотых жил тратили примерно 500 миллионов долларов в год. В 2008 году было уже 3 миллиарда. СМИ во всем мире заваливали аудиторию сообщениями о том, что золотоискатели приезжают в давно брошенные калифорнийские деревни, где когда-то добывали самородки. Новые, и часто незаконные, шахты возникают практически во всех странах, где в какой-то мере встречается золото.
Где эти слитки
На мировых рынках каждый год появляется примерно 3 тысячи тонн нового золота. Около половины по-прежнему идет ювелирам, больше десятой части всего золота оказывается в классической промышленности (прежде всего, в электротехнике), и мелкие инвесторы, такие, как пан Иво, покупают примерно 15%. Определить, сколько в общей сложности было добыто золота, сложно. Согласно наиболее распространенным предположениям, сегодня по планете «гуляет» более 165 тонн чистого золота.
Интересно посмотреть, где собственно хранятся такие огромные запасы. Предположительно, в сейфах центральных банков по всему миру сегодня лежит около 40% мировых запасов.
Но мир золота – это, прежде всего, специализированные биржи. На крупнейшей из них Bullion Market в Лондоне каждый день физически продают невероятные 500 тонн золота примерно за 25 миллиардов долларов, при этом общий объем проведенных бумажных трансакций еще где-то в три раза больше. Лондонская биржа, согласно статистике, настолько большая, что все добытое в мире за год золото здесь продают всего за какие-то четыре дня.
Другие крупные «золотые» рынки, которые в прошлые годы попадали в список, находятся в городах Цюрих, Нью-Йорк, Гонконг, Дубай и Шанхай. Неотъемлемая часть системы – рынки золотых деривативов. Именно там формируется цена на мировых финансовых рынках. Это сложная система, в которой по кругу перепродают ценные бумаги, потому что реальное золото выбирает лишь один процент инвесторов.
Мы в него верим
Где же этот сложный, создаваемый десятилетиями мир может оказаться при нынешнем темпе? Согласно недавнему исследованию австрийского Erste Bank, «реальная стоимость» золота сегодня, по некоторым предположениям, составляет, как минимум, 10 тысяч долларов за унцию (сегодня цена составляет около 1,8 тысячи). Люди, ставящие на золото, считают это неоспоримым доказательством будущего резкого повышения стоимости.
В любом случае очевидно, что золото получает все больше сторонников и среди экономистов с традиционными взглядами. «В сегодняшнем финансовом мире много вопросов, но мало ответов. Мы верим, что золото во времена хронической неопределенности все еще один из ответов», - пишут аналитики Erste Bank в последнем, опубликованном всего несколько недель назад отчете. Авторы напоминают, что за год золото выросло в цене на 25%, с 2000 года – уже на 460%, а с того момента, когда президент США Никсон отменил конвертируемость доллара в золото, - на 4300%.
Красноречиво уже само название отчета: «In Gold We Trust» («В золото мы верим»). Это перефразирование известной фразы «In God We Trust», которая с 1956 года является официальным девизом Соединенных Штатов.
Теперь, судя по всему, мы оказались в самом центре (или только в начале) последней «золотой лихорадки». Температура растет, прежде всего, из-за появления мировых держав Востока: Китая и Индии. В первую очередь Центробанк Китая пытается поменять на золото как можно больше американских долларов, в которые вложена существенная часть резервов страны. Инвестиционный спрос и Китая, и Индии на золото за последний год увеличился вдвое. Но вес золота, согласно статистике, начинают осознавать и западные страны: вдвое возросший спрос отмечается в Германии и Швейцарии, в самих Соединенных Штатах спрос вырос почти на две трети, повышенный интерес проявляют и десятки частных банков стран еврозоны.
Пузырь Сороса
Несмотря на такие новости, уместно и усмирить страсти. По крайней мере, в отношении прогноза краха сегодняшних денег и возвращения к золоту как платежному средству. «В определенном случае это можно принимать во внимание, - пишет в своем блоге известный аналитик газеты The New York Times Пол Кругман (Paul Krugman). – С другой стороны, идеи современных «золотых жуков» совершенно безумны. Их вера в золота не прагматичная, а мистическая».
Трезвый взгляд говорит о том, что стоимость золота остановится на каком-то разумном уровне, не слишком далеком от нынешнего. Если Соединенные Штаты смогут хотя бы частично решить нынешние долговые проблемы, большинство инвесторов предрекают золоту быстрое падение. Но будущее открыто. В начале прошлого года один из самых известных миллиардеров мира Джордж Сорос назвал золото «последним пузырем» на финансовых рынках. Вскоре, правда, выяснилось, что инвестиционный фонд миллиардера незадолго до этого сделал массивные инвестиции в крупнейший мировой фонд, торгующий золотом.