Сегодня исполняется 72 года со дна подписания пресловутого пакта Молотова - Риббентропа, разоблачение которого как главной предпосылки советской оккупации 1940 года стало одной из ключевых тем песенной революции конца 1980-х. Накануне некруглой годовщины в Европейском доме на бульваре Аспазии прошла дискуссия евродепутатов и молодежи, наглядно продемонстрировавшая, что сознание многих из ее участников и слушателей все еще оккупировано авторитарными представлениями и моделями мышления, восходящими то ли к советской эпохе, то ли к славным временам Карлиса Улманиса.
Вроде бы в нашей стране в необходимости поминания жертв как нацизма, так и сталинизма никто из нормальных людей не сомневается. Латвийский календарь полон как одних, так и других скорбных дат - иногда даже кажется: слишком. Особенно когда память невинно убиенных используется политиками в сугубо прагматических целях. Для оправдания господства одной национальности в многонациональной стране, поддержания напряженности в отношениях с ближайшим соседом, отказ от сотрудничества с которым вроде бы следует приравнять к умопомешательству... И тут на помощь приходит история.
Трибуна евродепутатов
По утверждению евродепутата от «Гражданского союза» (ныне «Единство») Инесе Вайдере, до 1990-х в свободной Европе знать не знали о преступлениях сталинизма. В результате разъяснительной работы удалось мало-помалу донести до европейцев единственную подлинную версию о двух оккупациях и тяжкой жизни латышского народа под пятой оккупантов. Именно Вайдере с коллегой по партии, нынешним мининделом Гиртсом Валдисом Кристовскисом, приложили руку к изготовлению и распространению по официальным каналам изобилующего натяжками и фактологическими ошибками пропагандистского фильма «Советская история». Она же стала одним из инициаторов принятия в 2008 году декларации Европарламента «О провозглашении 23 августа днем памяти жертв нацизма и сталинизма».
- Было бы замечательно, если бы в школе все изучали одну версию истории на одном - государственном - языке. А то мне как преподавателю иногда становится жалко русских студентов, недостаточно владеющих латышским, - поделилась мечтой г-жа Вайдере.
Европарламентарий от ЛПП/ЛП (сейчас Партия реформ Шлесерса) Иварс Годманис ополчился на недавно появившуюся книгу Пайдерса, Урбановича, Юргенса «Черновики будущего. Латвия: 1934- 1941».
- В этой настольной книге для не признающих оккупацию утверждается, что сама Латвия с переворотом Улманиса подготовила себя к последующему авторитарному правлению.
Необходимо приложить все усилия, чтобы такая трактовка не получила широкого распространения, - обозначил угрозу первый премьер восстановленной Латвии.
Впрочем, почить на лаврах борца за правильную историю Годманису не дали. Многие из находившихся в зале пришли на дискуссию с единственной целью - заклеймить позором евродепутата. То ли за жесткие реформы начала 1990-х, то ли за спасение «Парекса» в конце 2000-х. Дорвавшись до микрофона, один из антигодманистов разразился длинным поношением в стихах в адрес «антинародного политика». Политрепрессированный дедушка с костылями жаловался, что с восстановлением независимости на смену явной оккупации пришла скрытая: иностранцы и инородцы скупают латвийскую землицу, народ бедствует...
Осерчавший Годманис тут же сменил гнев на «исказителей истории» на милость - призывы жить дружно и не натравливать одних на других. В том числе и по вопросу коллаборационизма с оккупационным режимом. В Польше при братьях Качиньских было попробовали провести полную люстрацию (законодательное ограничение прав некоторых категорий лиц, выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам. – прим. автора) - и оказались на грани раскола общества.
- Мы можем менять партии и президентов, но должны в мирных условиях передать следующему поколению достижения последних двадцати лет, - призвал Иварс Годманис.
Такая разная молодежь
Подрастающее политическое поколение представляли партийные активисты четырех ведущих партий.
Активист Партии реформ Шлесерса Агрис Америкс признался, что об истории, в том числе события Атмоды, знает исключительно из книг. После чего призвал в целях укрепления госпозиций в истории ввести в Латвии список запрещенных книг. Правда, к концу дискуссии до юного политика дошло, что со списком он хватил лишку. В итоге он призвал собравшихся меньше думать о прошлом и изо всех сил делать бизнес во имя лучшей Латвии.
- Почему после восстановления независимости проводилась политика по разобщению народа Латвии? Почему оттолкнули многих нелатышей, поддержавших независимость?
- задался вопросом Эдмунд Юревицс из Партии реформ Затлерса. И призвал титульную и нелатышскую молодежь больше общаться между собой.
- Насильственное включение Латвии в состав СССР - несомненное беззаконие и преступление сталинского режима. Однако следует говорить не об оккупации, а об аннексии и инкорпорации, что юридически более правильно. И пакт Молотова - Риббентропа - не единственный. Было еще Мюнхенское соглашение 1938 года, открывшее дорогу нацистской агрессии, - уверен представитель «Центра согласия» Митрофан Слободян. И высказал грустную, но правдоподобную оценку: пока в живых остается хотя бы один участник той войны, никакого объективного разговора об истории не получится - одна политика.
- Все и так ясно. Преступный сговор двух преступных режимов 23 августа привел ко всем последующим репрессиям и страданиям латышского народа, которые не знают срока давности, но до сих пор толком не расследованы. После восстановления независимости латвийское государство слишком либерально подошло к оккупантам и их потомкам, предоставляя вид на жительство, а в дальнейшем и получение гражданства через натурализацию для бывших советских военнослужащих. Им сразу не растолковали: хочешь жить в Латвии - уважай латышскость, - убежден юный экс-парламентарий-»вселатвиец» Янис Домбрава.
Цена свободы
Наибольшее присутствие духа и терпимость проявил замредактора главного печатного органа песенной революции, газеты «Атмода», ныне политконсультант Янис Круминьш. Он напомнил, что свобода - всегда индивидуальна.
- К поминовению жертв следует относиться с достоинством. И при желании найти виноватых прежде следует начать с себя, истории своей семьи. В моей семье два брата сражались в Курляндском котле по разные стороны фронта. Но это не повод зацикливаться на трагических страницах прошлого. Увеличением числа траурных дней не решить проблемы, стоящие перед страной. Для того чтобы увидеть реальную ситуацию и себя в ней, необходимо выйти на следующий уровень понимания, - отметил Янис Круминьш.