Первый президент Украины Леонид Кравчук рассказал в интервью Deutsche Welle о ранних годах независимости страны, несбывшихся мечтах, о том, как Россия взяла Януковича «тепленьким», и о надежде на новое поколение.
Накануне 20-летия независимости Украины первый президент страны Леонид Кравчук поделился своими размышлениями об ошибках, совершенных в начале 90-х годов, о проблемах нынешней власти, украинском менталитете и взаимоотношениях Киева с Москвой и Брюсселем.
- Леонид Макарович, что вы как первый президент Украины можете сказать о том, какой она стала спустя 20 лет после обретения независимости?
- Я думал, что Украина будет демократическим цивилизованным государством европейского образца, богатой страной с колоссальными возможностями. Что украинский народ, который традиционно отличается высокими нравственными принципами и глубокими религиозными чувствами, будет уважать свою историю. Но этого не произошло.
- Как вы думаете, почему?
- Мне кажется, здесь играет роль психология. 70 лет жизни в тоталитарном государстве, репрессии. Миллионы людей погибли во время голодомора, сотни тысяч - в лагерях ГУЛАГа, государство и народ прошли через физические и духовные репрессии. Все это наложило такой отпечаток на психологию украинского народа, что сегодня к власти приходят люди, неподготовленные к борьбе за духовные и моральные ценности. Для них власть - предмет дохода. И Кучма, и Ющенко приложили много усилий, чтобы создать коррумпированную кланово-олигархическую власть. А сейчас возникает вопрос: быть этой власти, или же пришло время ее искоренить? Обсуждают, например, какая система выборов лучше. Какой бы система ни была, у власти все равно находятся 500 человек, большинство из которых очень коррумпированы, у них отсутствует мораль и уважение к народу, истории, культуре.
- Где же выход?
- Выход один - терпение: однажды к власти придет новое поколение. Нынешние руководители ничего радикально изменить не смогут. Перед Януковичем встал вопрос: как быть дальше? Продолжать то, что делали его предшественники, или ломать систему? Он пытается изменить визовый режим, стремится подписать соглашение об ассоциации Украина - ЕС, провести на Украине Евро-2012. Пришла команда Януковича - в стране реально начали строить дороги, развивать инфраструктуру. Сейчас завершается строительство стадионов в Киеве, Львове. В Донецке и Харькове оно уже завершено. Причем, если Польше помогает Евросоюз, то нам - нет.
- Не исходит ли от России угроза независимости Украины?
- Нет. Без налаживания эффективных и прозрачных отношений с Россией Украине будет трудно. Я не знаю, есть ли еще на свете две страны, которые были бы настолько связаны экономически, политически и духовно.
- А вы не считаете, что руководство России вмешивается во внутренние дела Украины?
- Я не считаю, я знаю. Российское руководство грубо вторгается в наши дела. Такова культура российских вождей. Наша задача - не бежать от этого, потому что бежать некуда. А вести себя так, чтобы они видели, что мы отстаиваем свои интересы, честь, достоинство. Я думаю, что если бы харьковские соглашения 2010 года (о продлении срока аренды украинской территории Черноморским флотом РФ в обмен на скидку на российский газ. - Ред.) заключались сегодня, Янукович не подписал бы их в таком виде. А сразу после выборов его толкали, били, он бил, что-то обещал, улучшал свой имидж разными способами. И у него была поддержка России. Когда он пришел к власти - у россиян богатый опыт шантажа - они его взяли «тепленьким», Янукович все подписал.
- Президент Янукович отказался от курса на вступление в НАТО. Он правильно сделал?
- На выборах он учел, что 65 процентов избирателей - против вступления Украины в НАТО. Но то, что он делает, неправильно. Мы провозглашаем, что Украина - вне блоков, а каковы гарантии нашей безопасности - не знаем. Украина должна быть под зонтиком НАТО, Евросоюза. Но при этом она не должна ухудшать отношения с Россией.
- В период вашего президентства Украина отказалась от атомного оружия, доставшегося ей в наследство от СССР. Затем ведущие страны подписали меморандум с гарантиями безопасности для Украины. Насколько они действительны сегодня?
- Эти гарантии формальны, механизмы прописаны не совсем четко. А если НАТО дает гарантии, то есть и механизмы. Нападение на одну из стран-участниц НАТО, означает нападение на весь Североатлантический альянс, и тогда все другие участники включаются и защищают. Поэтому для Украины было важно стать членом НАТО и решить вопрос безопасности и независимости.
- Как вы считаете, допустили ли вы какие-либо ошибки, будучи президентом Украины, в первые годы независимости?
- Я не добился роспуска старой Верховной рады и избрания новой. С этого все и началось.
- Чем Украина удивила вас за эти 20 лет?
- Рабством, пресмыкательством, принципом «ты - начальник, я - дурак». А положительно меня удивила молодежь. Она быстро перенимает все современное. Я встречал молодых украинцев в Оксфорде, университетах США, Германии - это совсем другие люди.