Возвращение Сейфа-аль-Ислама привело многих в недоумение. Несмотря на заявление мятежников о его задержании и скорой передаче в гаагский Международный уголовный суд за преступления против человечности, второй и любимый сын Муаммара Каддафи совершил сенсацию, появившись во вторник в Триполи перед группой журналистов, среди которых находились и два корреспондента AFP. Сейф-аль-Ислам подъехал на внедорожнике к жилому комплексу, где по всей видимости сейчас находится его отец. У здания его встретили несколько десятков сторонников, которые размахивали портретами его самого и его отца, а также флагами Ливии.
Еще в начале года 39-летний сын Каддафи, чье имя в переводе означает «меч ислама», стремился создать Ливии имидж современной страны, а также добиться нормализации ее отношений с Западом. Тем не менее, с начала народного восстания в середине февраля он перешел к воинственной риторике, по сути скопировав заявления своего отца и став чем-то вроде его пресс-секретаря. Во вторник он вновь блестяще справился со своей новой ролью, несмотря на то, что силы мятежников продолжали осаждать дворец полковника.
«Каддафи в Триполи»
«Я здесь, чтобы опровергнуть ложь (…) Каддафи и вся семья находятся в Триполи», - заявил он. Само его появление уже опровергло заявление Национального совета об аресте будущего преемника Каддафи. Хотя информация от ливийских мятежников на поверку уже не раз оказывалась ложной (вспомните хотя бы заявление о гибели еще одного сына Каддафи Хамиса), главная проблема в данном конкретном случае заключается в том, что дискредитированной оказалась международная организация, то есть МУС, который выдал постановление об аресте Сейфа-аль-Ислама.
Генеральный прокурор Международного уголовного суда Луис Морено Окампо (Luis Moreno Ocampo) лично заявил в ночь с воскресенья на понедельник о том, что получил «конфиденциальные сведения», из которых следует, что Сейф-аль-Ислам был задержан повстанцами. Таинственным источником этой информации оказался президент Национального совета Ливии. Ранее Мустафа Абдель Джалиль сообщил, что «располагает надежной информацией» об аресте Сейфа-аль-Ислама.
«Оплошность» МУС
Кроме того, МУС не удовлетворился одним лишь этим заявлением. Несколько часов спустя официальный представитель суда Фади эль-Абдалла сообщил о начале переговоров с Национальным советом о передаче в Гаагу сына Каддафи… «Все это совершенно очевидно оплошность генерального прокурора, - считает Филипп Моро Дефарж (Philippe Moreau Defarges), специалист по международному праву из Французского института международных отношений. - Луису Морено Окампо не следовало делать заявления по этому поводу. Он поторопился. Задача уголовного суда – выносить приговор государственным преступникам, а не задерживать их. Этим должны заниматься сами государства или местные организации. То есть, он полностью зависит от предоставленных ими сведений».
Чтобы развеять всеобщее замешательство, во вторник МУС выпустил лаконичный пресс-релиз. Как следует из сообщения его пресс-секретаря Фади эль-Абдаллы, Международный уголовный суд «не получил» подтверждение информации об аресте Сейфа-аль-Ислама со стороны Национального совета Ливии. На наш звонок в управлении прокурора МУС отказались давать какие-либо комментарии. Таким образом, вина за произошедшее скорее всего лежит на повстанцах. В их лагере, кстати говоря, также никто не желает комментировать вероятные (намеренные?) ошибки Национального совета. Ни официальный представитель президента совета Али Зейдан, ни новый посол Ливии в Париже Мансур Саиф аль-Насар не пожелали ответить на наши вопросы.