Я всегда думал, что свой настоящий день рождения Украина отмечает 1 декабря, а не 24 августа. В августе 1991 года я был в Киеве, изучая украинский язык в Международной ассоциации украинских исследований. Утром 19 августа все мы были в страхе, потому что Украина оказалась сторонним наблюдателем за событиями, которые разворачивались в другом месте (не считая того, что свой затянувшийся отпуск Горбачев проводил на территории Украины в Крыму). После два дня увиливаний Кравчука «Рух» и другие политические организации добились того, что Рада взяла на себя инициативу и в субботу 24 августа провозгласила независимость, сделав это до того, как всесоюзные институты очнулись и возобновили работу в понедельник 26-го. Иногда и небольшие различия во времени обретают большую значимость. Но по правде говоря, такая возможность действовать появилась благодаря краху центральной власти в других местах.
С другой стороны, в декабре 1991 года активными участниками были уже сами украинцы. Решающее голосование в ходе украинского референдума о независимости определило закат Советского Союза. Более того, несмотря на стремительное развитие событий в Беловежской пуще и Алма-Ате, из-за которых многие пришли в замешательство, верх одержала украинская позиция, состоявшая в том, что «Содружество Независимых Государств» означает именно их независимость. У новых независимых государств были определенные общие интересы, но СНГ не имел права стать суверенной заменой Советскому Союзу.
Тем не менее, обе даты означают, что Украине уже 20 лет. То есть, она либо уже достигла совершеннолетия, которое многие относят к восемнадцатилетию, либо близка к нему, если считать, что оно наступает в 21 год. Нет никаких сомнений в том, что Украина не сумела развиться настолько, как мы надеялись в 1991 году. Прибалтийские республики меньше, а их национальные движения были сильнее и целеустремленнее; но изначальные условия складывались в общем-то почти одинаково. И безусловно, разница в этих изначальных условиях была намного меньше, чем разница в результатах, которые мы имеем сегодня. На Украине после 1991 года были моменты надежды; было и несколько ложных рассветов, самым ярким среди которых стал период после оранжевой революции в 2004 году. Но у этой страны никогда не было стимулов для осуществления трудных изменений, в то время как прибалтийские страны такие стимулы получили очень рано, когда им было обещано членство в ЕС и НАТО.
Но наконец-то Украина приблизилась к обретению чего-то почти равноценного. Речь идет о соглашении по созданию глубокой и всесторонней зоны свободной торговли. Да, действительно, за этим скучным бюрократическим названием скрывается то обстоятельство, что данное соглашение с ЕС может создать ту трансформирующую силу, которая отсутствует на Украине, но которая после 1989 года снова закрепила такие государства как Эстония и Польша в составе Запада.
Общий объем торговли между ЕС и Украиной составил в 2010 году 28,7 миллиарда евро, что равно 31,4% украинского внешнего товарооборота. Объем прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику в 2010 году оценивался всего в 2,9 миллиарда долларов. Торговля, по крайней мере, активизировалась после периода спада в 2009 году, а вот прямые иностранные инвестиции сократились. Но все эти цифры намного ниже имеющегося потенциала, и они легко могут многократно увеличиться за очень короткое время. Объем украинского экспорта в другие страны мира также увеличится, когда экспортные товары будут сертифицированы Евросоюзом. Самое важное заключается в том, что соглашение о создании глубокой и всесторонней зоны свободной торговли дает макроэкономические преимущества украинскому обществу в целом, как потребителям, так и производителям. Конечно, от подписания соглашения до его реализации далеко, и практическое воплощение может оказаться медленным и неполным. Затраты на его реализацию также будут высоки, особенно что касается создания новых институтов, обеспечивающий претворение в жизнь тех обязательств, которые зафиксированы на бумаге. Но обретя шанс на жизнь, это соглашение позволит принять большое количество законов из коммерческого права ЕС и реструктурировать все еще советский во многих отношениях чиновничий аппарат, создав современную, ориентированную на рыночные правила атмосферу. Идя вперед небольшими шажками, можно будет изменить подходы Украины к ведению бизнеса, способы управления государством, жизнь простых граждан, рабочих и потребителей, а также взаимоотношения между бизнесом и политикой.
Альтернативное предложение России о вступлении в Таможенный союз подразумевает избирательные преимущества и выгоды для небольшой группы предпочтительных олигархов (опять дешевые энергоресурсы). В нем в одну кучу сваливаются совершенно разные вопросы, такие как цены на газ, экспортные пошлины и даже пограничные споры. Несмотря на российские разглагольствования, соглашение о создании глубокой и всесторонней зоны свободной торговли не является чем-то несовместимым с сохранением и даже расширением явно выгодной торговли с Россией, особенно в связи с тем, что российский проект основан на заимствовании значительной части положений из свода правил ЕС с целью осуществления путинской мечты о Евразийском экономическом союзе и о его превращении в один прекрасный день в партнера Евросоюза.
Но в августе 2011 года нам до этого еще далеко. Судя по всему, переговорная команда ЕС-Украины постоянно движется вперед, однако предполагаемое заключение соглашения на саммите Украина-ЕС в декабре находится под угрозой по политическим причинам. И все мы знаем эти причины.
Украине при Януковиче грозит превращение в «конкурентное авторитарное государство», как выражаются ученые. Это такое государство, в котором существует явная борьба за власть, однако правила этой борьбы подтасовываются. Сейчас новая власть сосредоточилась на подтасовке правил; но если твоего главного соперника выводят из игры, то никакой значимой конкуренции не будет. При всем уважении к мелким оппонентам и исключая возможность того, что Тимошенко обладает богоданным правом оставаться лидером оппозиции, следует признать, что в настоящий момент именно таким лидером она и является.
Европейские руководители, такие как министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt), в связи с этим совершенно справедливо называют суд над Тимошенко красной чертой. Выборы в Раду в 2012 году окажутся бессмысленными, если Тимошенко будет сидеть в тюрьме, или если из-за «административного» наказания она не сможет участвовать в избирательной кампании. Проблемы с самим судебным процессом хорошо известны. Впечатление политической избирательности было гарантировано отношением прокуратуры, которая готова предъявить любое обвинение, лишь бы его можно было отстоять. Попытка предотвратить превращение судебного процесса в политический спектакль путем проведения его в крохотном зале с участием молодого судьи совершенно очевидно дала обратный результат. Насколько я помню, независимо от обвинений в неуважении к суду, сажают человека уже после вынесения обвинительного приговора в конце процесса, а не в его середине. А неиссякаемый поток предвзятых комментариев со стороны власть предержащих, пагубно отражающийся на процессе, это нарушение принципа презумпции невиновности. Мысль о том, что данный процесс лишь малая часть широкого спектра обвинений, в том числе, против Леонида Кучмы и какого-то бюрократа из Партии регионов, это сплошной пиар.