Северокорейский лидер Ким Чен Ир находится с визитом в России. Этот визит совпал с попытками Северной Кореи несколько изменить свою дипломатическую позицию в рамках подготовки к потенциальному возвращению за стол шестисторонних переговоров. Страна готовится к празднованию столетней годовщины со дня рождения Ким Ир Сена, а северокорейское руководство готовит более официальную передачу власти.
На самом деле, у Северной Кореи очень долгая история отношений с Россией, и много лет северокорейские отношения с Россией были крепче, чем с Китаем. Китай превратился в основного спонсора Северной Кореи после холодной войны, когда внимание России было сконцентрировано на Западе. Теперь же Россия вновь бросает свой взор на Дальний Восток, расширяя в регионе свою деятельность и демонстрируя усиленный интерес не только в отношении Северной Кореи, но и в отношении Южной Кореи, Вьетнама и других стран. Тем временем северные корейцы всегда ищут способов хотя бы частично сократить свою экономическую – а с ней и политическую – зависимость от Китая. Для них Китай, может, и является страной, помогающей сохранять стабильность и защищающей их от Соединенных Штатов, но эта стабильность имеет свою цену и во многом эта цена означает подчинение китайцам.
Одним из интересных вопросов, которые будут обсуждаться в ходе этого визита, является идея постройки газопровода, который пройдет из России в Южную Корею по территории Северной Кореи. Эту идею обсуждают с попеременным успехом уже несколько лет. Очевидно, что Южная Корея обеспокоена тем, что если ее газ будет поступать через Северную Корею, это даст Пхеньяну возможность перекрывать поставки газа в критические моменты. Но с политической точки зрения подобный газопровод поможет укрепить северокорейскую экономику – и именно этого Южная Корея хочет добиться до воссоединения. Отвечая на вопрос о том, что произойдет, если Северная Корея решит перекрыть Югу газ, следует понимать, что, во-первых, они потеряют деньги, получаемые из Южной Кореи, а во-вторых, столкнутся с давлением со стороны России, которая заинтересована в непрерывных поставках газа в Южную Корею.
Сегодня, когда Северная Корея движется к искусственно созданной дате в 2012 году, в стране ощущается напряженность. Они называют эту дату «Джуче 100», и она должна ознаменовать столетнюю годовщину рождения основателя Северной Кореи Ким Ир Сена. Одним из элементов подготовки к этому празднованию являются поиски способов укрепить северокорейскую экономическую систему. Конечно, речь не идет о том, чтобы полностью изменить ее, но необходимо, как минимум, создать возможности для экономической деятельности, чтобы увеличить поступления в страну денег. Другим элементом подготовки является устранение постоянной угрозы Северной Корее – и это требует реальных действий по завершению Корейской войны, по заключению мирного договора с Соединенными Штатами и, в конечном итоге, по установлению с США дипломатических отношений. С точки зрения Северной Кореи, если это произойдет, Пхеньян сможет убедить европейских, южноазиатских и других инвесторов прийти в страну и начать восстанавливать северокорейскую экономику и инфраструктуру.
Мы не ожидаем от этого визита никаких крупных прорывов. Тем не менее, мы видим, что Северная Корея действует по всем возможным дипломатическим фронтам и рассматривает все возможные варианты действий. Они общаются с США, они общаются с китайцами, они ведут разноуровневые переговоры с Южной Корей, они общаются с русскими. В конечном итоге, все это часть их стратегии по увековечиванию режима. Это дает им множество вариантов. Они общаются со множеством разных стран, чьи интересы могут разниться, и они могут сталкивать эти страны друг с другом, таким образом снижая давление, оказываемое на них самих. Это может не привести к значимым изменениям в том, как Пхеньян управляет экономикой Северной Кореи, или в политической системе страны, но это может дать им возможность еще много лет поддерживать существующий политический строй.