Китайский проект по созданию аналога Международной космической станции начинает осуществляться, сообщают китайские СМИ. Это заставляет еще раз усомниться в разумности решения США сократить финансирование космических программ.
Беспилотный экспериментальный модуль «Тяньгун-1» («Небесный дворец-1») сейчас проходит последние стадии подготовки в расположенном на северо-западе Китая Центре запуска спутников Цзюцюань, сообщает газета Wuhan Evening News.
Долгожданный запуск 8,5-тонного модуля не только продемонстрирует рост национальных и технологических амбиций Китая, но и станет новым шагом к созданию 60-тонной космической станции, которую Китай хочет вывести на орбиту к началу 2020-х годов.
Ссылаясь на источники на космодроме, газета пишет, что запуск космической лаборатории «Тяньгун-1» может состояться «в первые 10 дней сентября» - раньше, чем ожидалось, и до празднования Дня образования КНР, отмечающегося 1 октября.
После того, как на прошлой неделе из-за неисправности ракеты «Великий поход-2С» сорвался запуск экспериментального спутника, появились опасения, что запуск лаборатории будет отложен.
Это был третий космический пуск, осуществленный в Китае за неделю. Официальное информационное агентство «Синьхуа» сообщило, что случившееся не задержит запуск «Тяньгуна-1», так как при нем будет использоваться другой тип ракеты - «Великий поход-2F».
Китай наращивает усилия по развитию собственной космической программы, в то время как США свернули проект «Спейс-шаттл», оставив Россию единственной страной, способной доставлять космонавтов на Международную космическую станцию.
«Тяньгун-1» станет испытательной моделью для последующих модулей. Если он будет запущен успешно, он состыкуется с беспилотным космическим кораблем «Шэньчжоу-8», который должен быть запущен в течение двух месяцев. По мнению экспертов, это ознаменует серьезный прорыв китайских космических технологий.
Китайские СМИ сообщают, что и «Тяньгун-1», и ракета-носитель «Великий поход-2F» уже находятся на стартовой площадке космодрома Цзюцюань, расположенного у границы между провинциями Ганьсу и Внутренняя Монголия.
До запуска «Тяньгуна-1» Китай в 2003 году стал третьей страной, пославшей человека в космос. В 2008 году китайские тайконавты впервые вышли в открытый космос.
Китай утверждает, что его космическая станция, которая будет намного меньше 450-тонной Международной космической станции, прослужит около десяти лет. На ней будут находиться трое космонавтов, которые будут заниматься астрономическими исследованиями и проблемами, связанными с невесомостью и космическим излучением.
Аналитики по-прежнему придерживаются разных мнений о значимости китайской космической программы, которая, как и недавний спуск на воду первого китайского авианосца, вызывает тревогу у США, опасающихся ее будущих стратегических последствий.
Дин Чэн (Dean Cheng), научный сотрудник Центра азиатских исследований при вашингтонском аналитическом Фонде «Наследие», писал в этом месяце, что в долговременной перспективе амбиции Китая могут стать проблемой для Соединенных Штатов.
«Китайский космический потенциал начинает угрожать превосходству США в космосе, а значит, и способности Америки поддерживать друзей и союзников и предотвращать агрессию», - заметил он, добавив, что Китай, по-видимому, хочет «господствовать в космосе».
Противники недавно проведенного сокращения финансирования программы НАСА по исследованию космического пространства также отмечают, что китайская космическая станция будет создана к началу 2020-х годов – то есть примерно к тому времени, когда будет выведена из эксплуатации Международная космическая станция.
Впрочем, другие аналитики считают эти опасения необоснованными, подчеркивая, что Китай только осваивает технологии, которые США и бывший Советский Союз разработали еще в 1970-х годах.