Три государства южно-кавказского региона имеют на своих территориях нерешенные конфликты: Грузия вовлечена в абхазский и юго-осетинский, а Армения и Азербайджан – в карабахский. И какими бы разными ни были эти три конфликта, сходство определенных шагов в контексте их урегулирования может стать ключом к решению проблем. Беседуя с руководителем Международного центра конфликтов и переговоров Георгием Хуцишвили, мы попытались выяснить, являются ли Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признали Россия и несколько незначительных стран, потерянными для Грузии территориями.
По словам Хуцишвили, в настоящий момент – пожалуй, да, но Грузия должна сделать все возможное для того, чтобы построить отношения со своими соседями, в том числе с Абхазией и Южной Осетией. «Периодически звучит вопрос: а может, для Грузии имеет смысл признать независимость Абхазии, чтобы в обмен на это был возвращен Гальский район? На мой взгляд, это нереально и не может произойти, поскольку сами абхазы с этим не согласны, не согласна и Грузия. Что касается Южной Осетии, то в этом контексте говорится, что данный регион как тяжкий груз на шее России. В Южной Осетии Россия осуществляет огромные финансовые инвестиции, но в результате они «съедаются», поскольку там высокий уровень коррупции. Руководство этого региона думает не о том, чтобы создать что-то наподобие государства, а о том, чтобы набить свои карманы. То есть, в Южной Осетии государство не строится. В Абхазии строится реальное государство, поэтому звучат разговоры о том, что сама Россия когда-нибудь может махнуть рукой и сказать: заберите эту Южную Осетию, она нам больше не нужна. Этого не будет»,- сказал Хуцишвили, пояснив, что для России эта проблема является не только серьезным отрицательным прецедентом, но имеет также стратегическое значение. В руках России Южная Осетия – важный инструмент оказания давления на Грузию, «так как российские военные базы в Ахалкови находятся всего в 40 километров от грузинской столицы. А от такого рычага давления Россия, конечно, не откажется».
Тем не менее, по убеждению аналитика, Грузия сейчас должна полностью перестроить свою государственную стратегию в отношении этих регионов. «Наша задача должна состоять не в изоляции Абхазии и Южной Осетии или в том, чтобы с помощью международного сообщества оказать давление на Абхазию, Южную Осетию или Россию, чтобы эти регионы вернулись в состав Грузии, что невозможно, а в том, чтобы, исходя из сложившейся ситуации, попытаться построить отношения с абхазами и южно-осетинами, создать атмосферу доверия, восстановить экономические отношения и как можно скорее заморозить вопрос статуса этих регионов. Мы не должны говорить о статусе этих регионов, потому что у них свое представление о статусе, у нас – свое. Тем не менее, мы должны вместе торговать, общаться, пытаться добиться даже открытия границ. Я считаю, что в случае проведения правильной политики, это возможно. И только потом, в будущем, может привести к построению новых, иных отношений, которые могут быть перспективными. Но вообще я считаю, что для этого остается мало времени, поскольку время работает против Грузии: растет поколение, которое не помнит опыт совместного проживания наших народов, не помнит нашего совместного прошлого, потому у этого поколения нет ностальгии».
Напомним, что после пятидневной российско-грузинской войны, в рамках достигнутого 12 августа соглашения между президентами России и Франции, с 15 октября 2008 года в Женеве начались обсуждения вокруг путей обеспечения безопасности и стабильности в регионе, вопросов беженцев и перемещенных лиц, постконфликтной ситуации, в которых участвовали представители Южной Осетии, Абхазии, России, Грузии, США, ЕС, ОБСЕ и ООН. Предложения, которые имел в виду господин Хуцишвили, грузинская делегация представила еще во время Женевских обсуждений, но Россия оказывает им сопротивление.
По мнению аналитика, в ближайшем будущем Россия не откажется от этого своего поведения, но если в результате исторических процессов, выборов в Грузии и России будут избраны другие лидеры, которые, по формулировке Медведева, хотя бы смогут здороваться за руку и не будут скованы какими-либо обязательствами и уже осуществленной политикой, то можно будет добиться какого-то прогресса. «Это будет очень трудный и долгий процесс, и к этому нужно быть готовым. Для восстановления отношений одного поколения будет недостаточно. Но я никогда не исключаю, что какие-то изменения произойдут. Все в руках человека», - резюмировал Георгий Хуцишвили.