Суверенитет может быть хорошей вещью, но нашим политикам надо упорядочить понимание этого термина. С одной стороны, они используют суверенитет как щит от европейского и брюссельского диктата, с другой – разрабатывают концепции, которые кидают нас в объятья Кремля. К предыдущему предложению, пожалуйста, относитесь, как к некоторому преувеличению, просит пан Патиссон, но поводы стоит обсудить.
О французско-немецком предложении о совместном экономическом европейском правительстве наши политики говорят с сомнениями. То, что Европа получит определенную небольшую власть над нашим бюджетом, они (главным образом, министр финансов Мирослав Калоусек (Miroslav Kalousek)) называют атакой на наш суверенитет. Да, они могут это так воспринимать. Просто им гораздо лучше в безопасности у себя дома, когда к ним не слишком лезут соседи. Они могут закрыться и делать свои дела. В конце концов, три поколения в духе коммунистического тоталитаризма были так воспитаны.
Тем не менее, слово «суверенитет» наши политики забывают, когда речь идет об энергетике. Одобренная на прошлой неделе Концепция сырьевой и энергетической безопасности Чешской Республики свидетельствует об этом. Не будем сейчас разбираться, является ли или нет план правительства относительно ядерного, угольного и газового будущего нашей страны старомодным, или наши власти пророчески предсказывают провал возобновляемых источников как основы энергетики. Речь идет о России.
Уголь – наше сырье, его только надо добыть, и еще есть лимиты. Навредит ли это природе, и не начнут ли проваливаться Рудные горы? Не пугайтесь, это просто такая сказка экологов. Тем не менее, ядерная энергетика и газ означают сильную зависимость от России. Российский газ составляет 80% ввозимого к нам газа. Не стоит и говорить о том, что немецкая компания RWE, которой принадлежит наш основной импортер и дистрибьютор газа Transgas, уже больше не связана условиями приватизации и может Transgas продать. А главным заинтересованным лицом уже ни один год является Газпром, по нашей информации, в спецслужбах BIS и ÚZSI по этому вопросу есть горы материалов. Жаль, что они секретные. Властям эти сведения, конечно, известны.
С атомом все точно так же. АЭС «Дукованы» - российская технология и топливо. АЭС «Темелин» - наполовину российская технология и российское топливо. Компания Škoda jaderné strojírenství, главный чешский поставщик технологий в ядерной сфере, имеет российских собственников. Не исключено, наоборот, даже вполне вероятно, что дальнейшее строительство «Темелина», реконструкцию «Дукован» и возведение других атомных электростанций в Чехии, по крайне мере, наполовину будут снова выполнять российские компании. Как минимум половину контракта.
Власти собственно предлагают дальнейшую потерю нашего суверенитета в энергетике. И от суверенитета они отказываются, главным образом, в пользу России. Пан Патиссон говорит, что ждет тех времен, когда в Чехии будет систематически отключать электричество, потому что Кремль будет из-за чего-то злиться. По мнению пана Патиссона, скоро нас опять будут ждать прекрасные вечера в окружении семьи, без ТВ, компьютеров, iPad и подобных вещей. Возможно, власти хотят как лучше.