У Юлии Тимошенко, которая не верит в справедливость украинского правосудия, остается одна надежда на справедливость – европейские судебные инстанции. Даже временное заключение экс-премьера за решетку – там она содержится с 5 августа – уже привело к концентрации оппозиции вокруг нее. Теперь дело за малым – Юлии Тимошенко надо выжить и придумать альтернативный сценарий развития страны.
Уверенность в том, что Юлия Тимошенко получит абсолютно реальный тюремный срок среди украинских политиков и журналистов растет с каждым днем. Некоторые сторонники бывшего премьер-министра, которые ранее даже не допускали мысли о том, что их лидер может быть заключен за решетку, теперь абсолютно спокойно говорят: «Скорее всего Юлю посадят. Говорят, на Банковой решили дать ей семь лет. Шансов на украинское правосудие нет – потому что нет самого правосудия», -- признался автору один из защитников г-жи Тимошенко в Печерском суде.
Сам процесс выглядит действительно странно. С одной стороны судья Родион Киреев, молодой человек, который до этого наверное даже не думал, что ему придется стать вершителем судеб таких известных как Юлия Тимошенко, украинцев, видимо, очень старается вести дело, придерживаясь буквы закона. Он очень тщательно соблюдает все процедурные нормы и складывается впечатление, что для него суд выглядит как сборник нот или учебник по математике – не надо ничего доказывать, просто выполнять. С другой стороны Юлия Тимошенко начала демонстрировать неуважение к судье, суду, всей системе правосудия в стране сразу после того как материалы ее дела были переданы в Печерский суд. Демонстративное пренебрежение правилами ведения процесса, оскорбления в адрес судьи… Все это крайне отрицательно восприняли в обществе, но именно в подобной манере поведения кроется вся стратегия Юлии Тимошенко – пытаться быть сильнее, наглее, активнее судьи и обвинения.
Принципиальной сложности процесс не представляет. Если свести суть обвинения экс-премьера до одного предложения, то Тимошенко обвиняют в том, что она незаконно поставила подпись под документом, которым главе Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Олегу Дубине предписывалось подписать в январе 2009 года невыгодный для страны газовый контракт. По этому документу, базовая цена газа для Украины составила $450 – почти в три раза больше, чем цена до подписания контракта. Второй пункт контракта – цена транзита, которую Россия должна была платить Украине за прокачку своего газа в страны Евросоюза. Он составил $1,7 (увеличение составило +10 центов). Третий пункт предусматривал скидку в 20% от базовой цены на весь 2009 год.
Нынешняя власть в Украине, например, премьер-министр Николай Азаров открыто называет этот договор «кабальным» и с первого дня своей работы на посту старается добиться от России снижения цены на газ. Россия, и это естественно, не собирается отказываться от столь выгодных условий – столько, сколько платит «дружественная и братская Украина» в Евросоюзе платит мало кто. Базовая цена для Киева такая же, скажем, как и для Рима, вот только расстояние между этими столицами и Москвой составляет около 2,5 тысяч километров. Установив высокую цену на газ, монопольным поставщиком которого в Украину является Россия, Кремль получил замечательный инструмент для маневра и решение своих вопросов. Например, именно благодаря тому, что Кремль согласился уменьшить базовую цену на $100, Москве удалось продлить срок пребывания в Украине своего Черноморского флота. Есть разные объяснения тому, почему Тимошенко согласилась на эти условия. Генеральная прокуратура считает, что экс-премьер согласилась потому, что Москва поставила ее перед выбором – или она соглашается или Россия возобновляет против нее расследование уголовного дела пятнадцатилетней давности. Согласно этому делу, возглавляемая г-жой Тимошенко компания «Единые энергетические системы Украины» задолжала российскому Министерству обороны более 400 миллионов долларов. Экс-президент Виктор Ющенко уверен – Тимошенко договорилась «сдать» Украину в обмен на поддержку своей кандидатуры со стороны Кремля на выборах президента в 2010 году. Сама Тимошенко уверена – у нее не было другого выхода и ею двигало только желание спасти от замерзания Украину и страны Евросоюза, которые из-за газовой войны 2009 года, разгоревшейся между Киевом и Москвой, на себе почувствовали, что такое холодные трубы в квартирах и пониженное давление газа в печах.
Юлию Тимошенко очень часто, особенно на Западе сравнивают с еще одним узником – Михаилом Ходорковским. Хотя мне ближе другое сравнение – погибшая в 2007 году экс-премьер-министр Беназир Бхутто, Черная роза Пакистана. Их роднит любовь к социальным программам, страсть к борьбе с коррупцией и розам – Юлии Тимошенко розы дарят даже сейчас – ее сторонники передают ей цветы в зал суда. Тимошенко не готова как Бхутто покинуть страну и вести борьбу с режимом Януковича из-за границы. Но именно на Европу и, в меньшей степени на США, рассчитывает Юлия Тимошенко. Смирившись с тем, что ей будет вынесен обвинительный приговор, допуская, что в апелляционной инстанции он отменен не будет, экс-премьер готовится защищать свои интересы в Европейском суде по правам человека. И уж там она готова говорить «ваша честь» и почтительно вставать в присутствии судьи.
Пока этого не произошло, сторонники Юлии Тимошенко уверены – приговор появится не позднее середины сентября – экс-премьер стала тем самым символом борьбы с режимом. И здесь сравнение с Ходорковским вполне подходит. Судебные процессы с ее участием, как бы это не звучало цинично, пользуются наибольшей популярностью среди журналистов. По поводу ее заключения под стражу, а не скажем бывшего министра МВД Юрия Луценко или бывшего министра обороны Валерия Иващенко, высказались мировые столицы. Сейчас Тимошенко в европейских СМИ упоминают также часто, как и во времена Оранжевой революции. К ней на суд ходят даже те, кого она раньше обвиняла в продажности и предательстве идеалов оппозиции, скажем, глава партии «Фронт змін» Арсений Яценюк, на последних президентских выборах занявший 4-е место и считающий себя не меньшим оппозиционером, чем Тимошенко. В стране создан Комитет сопротивления диктатуре, на 24 августа, День независимости Украины в стране намечены массовые акции протеста. Проблема лишь в том, что ничего, кроме необходимости своего освобождения и обвинения президента Виктора Януковича в авторитаризме, экс-премьер предложить Украине не может. В борьбе за собственную свободу потерялась глобальная идея – ради чего бороться? Ради какого сценария развития страны?
Вполне возможно, что именно поискам ответов на эти вопросы Юлия Тимошенко и посвятит время в тюрьме – в ее партии «Батькивщина» уверены, что даже оттуда она будет руководить действиями оппозиции и никто не сможет ее заменить. Впрочем, ее же сторонники уверены, что Тимошенко может и не выжить в тюрьме, и что там на нее может быть совершено покушение, например, отравление – именно поэтому она свела до минимума прием тюремной пищи в киевском следственном изоляторе, где она находится с 5 августа и еду ей передают родственники. Связь Тимошенко с Бхуттто становится все более пугающей.
Автор - заместитель главного редактора газеты «КоммерсантЪ» (Киев).