Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Дело Тимошенко» как апофеоз постмодернизма

© РИА Новости Андрей ЛубенскийБрифинг Юлии Тимошенко у здания суда в Киеве
Брифинг Юлии Тимошенко у здания суда в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Суд над Тимошенко - сегодня самая востребованная западными медиа тема. В то же время мало, кто понимает на Западе, что на самом деле происходит на этом судебном процессе, каковы главные мотивы его основных игроков и какие на нем возникают новые смыслы, дискурсы и тренды.

Суд над Тимошенко - сегодня самая востребованная западными медиа тема. В то же время мало, кто понимает на Западе, что на самом деле происходит на этом судебном процессе, каковы главные мотивы его основных игроков и какие на нем возникают новые смыслы, дискурсы и тренды.
   
На мой взгляд, многое проясняется, если взглянуть на «дело Тимошенко» не только как на борьбу двух мощных украинских финансово-политических кланов за власть и собственность, но и как на противоборство модернизма и постмодернизма.

Нынешняя украинская власть - своеобразное порождение политического модерна. Ее кредо - это медленное, тяжеловесное, но неуклонное наращивание производства; это увеличенные объемы труб большого диаметра, чугуна, угля и стали; это миллиарды кубов прокачанного газа и миллиарды долларов присвоенных денег. Объединенная Европа когда-то создавалась из союза угля и стали. А правящую сегодня в Украине элиту можно было бы назвать как союз угля, стали и газа. Для этой элиты самыми главными лозунгами являются термины «стабильность», «развитие», «постепенность». А самыми сладкими словами - «бюджетные потоки», «западные кредиты», и «восточные транзиты».

Украинская правящая элита, во главе со своим монументальным президентом Януковичем, тяжеловесна, как чугун, опасна, как расплавленная сталь, неуклюжа, как шпалоукладчик, и предсказуема, как магистральные нефтегазовые транзиты. Главное ее желание - это медленная, спокойная эволюция в духе плановой советской модернизации. Ибо она знает главный секрет - «медленная модернизация означает быстрые заработки». Если, конечно, ты эту модернизацию полностью и единолично возглавляешь сам. Когда-то родоначальники первого социалистического государства расшифровывали коммунизм как «советская власть плюс электрофикация всей страны», а нынешняя украинская власть свой «коммунизм» могла бы расшифровать как «модернизация производства всей страны плюс монополизация власти и прибыли правящим кланом».

И вот этой элите, назовем ее «модернистской» или, скорее, «модернизаторской», противостоит контрэлита во главе с пассионарной Тимошенко.

Сама Тимошенко любит сравнивать себя с Жанной д'Арк. Хотя по психотипу, целям и мотивации, она намного ближе к Долорес Ибаррури или подзабытой сегодня Гладис Марин. Как Долорес и Гладис, Юлия - чистый продукт постмодернизма со всеми его особенностями. Как известно, сутью постмодернизма является отрицание законов (и экономических, и юридических) как таковых и разрыв любых причинно-следственных связей. Это абсолютный примат революции над эволюцией. Это замена поэтапного постепенного развития «прорывами», «надрывами» и «великими скачками». Это замена здравого смысла цинизмом, а совести -  справедливостью. Это торжество эстетики над этикой, китча - над классикой, гламура - над респектабельностью.

Для полной реализации планов Тимошенко - как и ее властным оппонентам - тоже нужна полная, абсолютная и единоличная власть. Только лозунг у нее был бы другой. Ее «коммунизм» - это «юлификация всей страны плюс западное обожание». То есть создание культа единственной «берегини страны», как главного и неповторимого эстетического, стилистического и политического критерия совершенства для нации и государства. И, конечно, преклонение зарубежных лидеров и бомонда.

В борьбе модернизма и постмодернизма выигрывает тот, кто сражается на своем поле. Аутентичным полем модернизма является завод, фабрика, предприятие. Аутентичным полем постмодернизма является телевизионное шоу, уличная сцена или зал суда.

Дело в том, что главным инструментом модернизма является менеджмент, талант правления. А главным инструментом постмодернизма является актерская игра, талант лицедейства и перевоплощения.

Поэтому модернизм проявляется только в управленческом движении. Он, как велосипед: при слишком медленной скорости заваливается либо налево в постсоветский авторитаризм, либо направо - в корпоративно-олигархическую вседозволенность.

А постмодернизм расцветает только, когда он стоит на своем месте - на сцене, неважно какой: парламентской, уличной или тюремной. Стоит ему начать двигаться куда-нибудь в сторону банальной экономики, как тут же исчезает все его очарование, блеск и притягательность.

Интуитивно чувствуя «свое поле», Юлия Тимошенко сделала все, чтобы сделать именно суд своим главным ристалищем с властью. Не на фабриках же ей нужно бороться за грязных рабочих и не в офисах за «белых воротничков».

Поэтому ей пришлось приложить немало труда, чтобы завоевать свое право на суд над собой, и еще больше сил, чтобы завоевать свое право на собственное тюремное заключение.  

Сначала она год не признавала действующую власть, называя президента «бандитом», «уголовником», «узурпатором власти». Власть попалась на ее провокацию и дала затащить себя в суд. Потом несколько месяцев Тимошенко называла судей и прокуроров «преступниками», «фашистами», не признавала их полномочия и статус. Судебная власть попалась на ее провокацию и дала затащить себя, вместе с ней, за решетку.

Теперь украинский постмодернизм в лице своего полного воплощения Юлии Тимошенко, победно играет на своем поле. Когда она лжет судье, это называется «иронией». Когда она глумится над свидетелями, это называется «смелостью». Когда она понукает к бунту и революции своих сторонников, это называется «право на защиту»… И она прекрасна, как Долорес Ибаррури, для которой суд был желанной трибуной для выражения своего яркого литературного таланта. И она стильна, как Гладис Марин, которая каждый день суда или голодовки делала новую удивительную прическу, покоряя поклонников блеском своих антрацитовых локонов.

Да, на Юлию Владимировну опять приятно смотреть: насколько она была сера и мрачна в последнее время в своей повседневной вольной жизни, настолько она опять оживилась и расцвела в заключении.

Когда-то она любила сравнивать себя с цветком. И на бордах появлялась с трогательным цветочным горшочком в руках. Уже очевидно, что этот цветок расцветает только в заточении - коса ее сияет, как нимб, а роскошная улыбка ее не покидает уста. Она верит, что постмодернизм победит. Страна опять заживет в веселом хаосе, люди не будут ходить на скучную работу, а сутками будут штурмовать правительственные учреждения, перегораживать дороги и площади. Все забудут про скучные вещи, типа ВВП или прожиточного минимума, а заживут зажигательными революционными лозунгами и баррикадными песнями. Она верит, что так будет, ведь Запад нам поможет!

И ожидания Юлии действительно небеспочвенны. Ведь постмодернизм победно шагает по планете. Первым его могучим симптомом стала моральная победа бесподобного Ассанжа над унылым западным правосудием. Тоскливое западное право не нашло ничего лучшего, как попытаться приструнить его ответственностью за сексуальные домогательства. Но ведь в контексте постмодернизма сексуальный беспредел - это мужское достоинство, а не феминистский недостаток.

Сегодня точно также унылое украинское правосудие пытается обвинить Тимошенко в превышении бывших премьерских полномочий. То есть в чиновничьем беспределе. Но ведь в контексте постмодернизма любой беспредел всегда веселее проклятых норм.

К радости постмодернистов сегодня разворачивается судебный процесс над бывшим президентом Египта Мубараком за проявленную жестокость при разгоне погромщиков. Но радость постмодернистов будет, видимо, полной, когда начнется судебный процесс над нынешним премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном за жесткость при разгоне резвящейся на улицах лондонской молодежи…

При прямом столкновении постмодернизм всегда побеждает модернизм, потому что он всегда выглядит ярче, сценичнее и демократичнее, чем модернизм, тем более половинчатый и неумелый. Для того, чтобы увидеть хоть какое-то достоинство модернизма, надо заглядывать в закопченные окна заводов. А чтобы понять справедливость и демократичность постмодернизма, достаточно прочитать в интернете отзывы английских уличных бойцов. Они-то  пишут, что волнения в Лондоне были апофеозом демократии и справедливости, и когда у тебя на стене висит двухметровая плазма, бесплатно взятая из магазина, ты начинаешь верить в справедливость западного мира.

Так что дело Тимошенко живет и явно побеждает. Очень хорошими победными симптомами стало, например, то, что ее сторонники, блокирующие суд, уже пытаются избивать свидетелей, которые «неправильно дают показания» против их кумира. Они уже надавали по физиономии бывшему замглавы администрации президента Ющенко - господину Шлапаку. Но ведь это только начало?

В Англии за неделю известных уличных волнений количество проданных бейсбольных бит увеличилось в пять тысяч раз. Потихоньку набирает спрос на бейсбольные биты и на Украине. Готовьтесь, свидетели против Тимошенко! Вчера вы получали по голове пластиковыми бутылками из-под воды, завтра получите бейсбольной битой.

Есть только одно «но», которое, к сожалению, может прервать этот нарастающий «праздник» бурной жизни. Любой акт постмодернизма невозможен без харизматика. Без суперхаризматичного Сальвадора Дали не было бы сюрреалистического постмодернизма в искусстве. Без суперхаризматичного Ассанжа не было бы интернет-постмодернизма в информпространстве и т.д.

Но дело в том, что для разгона максимальной харизмы нужен своего рода психологический коллайдер. Он называется «бинарная харизма». Это когда два взаимосвязанных субъекта, отражая сигналы друг друга, разгоняют взаимную харизму до невероятной яркости. Так было у Бонни и Клайда, так было у того же Дали и Галы, так было у Ассанжа и его блондинки, наконец, так было у Саакашвили и Бурджанадзе, у доллара и евро, у Тимошенко и Ющенко.

Но когда эта взаимосвязь субъектов нарушается, бинарная харизма превращается из «коллайдера», разгоняющего сигналы, в «черную дыру», сигналы поглощающую.

Поэтому, чтобы постмодернисткое дело Тимошенко победило полностью и окончательно, ей все же надо вернуть Ющенко.