На этой неделе, по данным «Белорусских новостей», проходило несколько совещаний, в ходе которых власти пытались найти выход из валютного кризиса. Однако к сегодняшнему совещанию у главы государства чиновники так и не смогли подготовить «рецепт», благодаря которому удалось бы нормализировать ситуацию на валютном рынке. Как результат, Александр Лукашенко вновь не смог сообщить народу ничего нового, кроме очередных обещаний.
По слухам, первое совещание чиновников, на котором обсуждалась валютная тема, проходило во вторник в Доме правительства. Совещались долго, но возможности выйти на единый курс так и не нашли. В среду, аккурат за день до совещания у Лукашенко, вопрос о выходе на единый курс обсуждался на К.Маркса, 38. Однако и это обсуждение ни к чему не привело — возможность выйти на единый курс найдена не была.
Безрезультативность совещаний чиновников привела к тому, что Александр Лукашенко в четверг не смог объявить никакого решения по валютным проблемам. Конкретные решения официальному лидеру пришлось заменить новой порцией обещаний. «Полтора-два месяца у нас на стабилизацию ситуации на валютном рынке. Полностью!» — восклицал на совещании Лукашенко.
Почему же властям не удалось сейчас принять какое-то конкретное решение о нормализации ситуации на валютном рынке? А какие, собственно говоря, были варианты?
1. Девальвация официального курса
Самый популярный слух августа — новая девальвация белорусского рубля. Этот слух разошелся настолько широко, что, по мнению банкиров, стал одной из причин роста курса доллара на теневых сегментах валютного рынка. Однако Александр Лукашенко 25 августа не захотел в очередной раз девальвировать национальную валюту.
По мнению белорусских банкиров, девальвация национальной валюты в сегодняшней ситуации абсолютно бессмысленна. «Новая девальвация без валютных интервенций со стороны Нацбанка ничего не решит. Это приведет лишь к тому, что курс на теневых сегментах валютного рынках в очередной раз вырастет», — подчеркивают банкиры.
Девальвация официального курса имела бы смысл в том случае, если бы Нацбанк мог держать новый курс белорусского рубля. Однако средств для этого у центрального банка сегодня нет.
В июльском письме, которое было передано бизнес-ассоциациям, заместитель председателя Нацбанка Тарас Надольный писал, что золотовалютные резервы необходимо нарастить «до уровня, как минимум достаточного для удовлетворения отложенного спроса на иностранную валюту».
По июльским расчетам Нацбанка, резервы нужно пополнить на 2,5-3 млрд. долларов. Тогда, судя по всему, Нацбанк мог бы попытаться держать курс рубля на каком-то определенном уровне. Однако этой суммы страна пока так и не получила, так что держать курс рубля пока нечем, соответственно, и в девальвации нет никакого смысла. «Если мы сейчас девальвируем официальный курс до 8000 рублей за доллар, то неофициальный (на теневом рынке) убежит до 12000 рублей», — полагают банкиры.
2. Выход на единый курс
Еще один слух, который циркулировал до совещания у президента, заключался в том, что власти будут выходить на единый курс белорусского рубля. Этот сценарий был теоретически возможен. Чтобы выйти на единый обменный курс белорусского рубля, необходимо отменить все существующие ограничения в сфере курсообразования. Напомним, что в конце мая власти заморозили курс на всех сегментах валютного рынка,
Однако банкиры очень сомневаются, что власти пойдут на этот сценарий. Выход на единый курс, уверены банковские работники, приведет к новой существенной девальвации рубля. «Отпускать курс на всех сегментах рынках в сегодняшней ситуации никто не будет. Это приведет к новому витку цен, породит рост социальной напряженности», — отмечают банкиры.
По мнению наблюдателей, возможность выйти на единый курс может появиться только к концу года, когда власти смогут привлечь валюту — за счет приватизации, либо за счет привлечения займов. «Без денег выходить на единый курс никто не будет», — подчеркивают собеседники «Белорусских новостей» в банковских кругах.
3. Свободный курс
Еще один сценарий, слухи о котором ходили до совещания у главы государства, состоял в том, что власти пойдут на частичную либерализацию валютного рынка. Вероятность такого сценария развития событий теоретически остается.
Александр Лукашенко, принимая с докладом в четверг председателя правления Нацбанка Надежду Ермакову, заявил, что «мы должны действовать так, как хочет население нашей страны». А население «аж пищит, хочет единого курса и свободного доступа к валюте». Таким образом, Лукашенко намекнул на возможное возвращение валюты в обменники.
Однако у этого варианта существуют очевидные минусы. В настоящее время курс доллара на теневом наличном рынке находится в районе 8500 рублей. Если государство согласится дать валюту в обменники по такому курсу, оно фактически признает новую девальвацию белорусского рубля. Надежд, что курс доллара опустится, ни у кого не останется, и это приведет к новому скачку цен со всеми вытекающими последствиями.
В общем, безболезненного выхода из нынешнего валютного тупика у властей нет. С этим, вероятно, и связан тот факт, что чиновники, долго совещавшись, так и не смогли положить на стол президенту программу выхода из валютного кризиса.
Нынешняя ситуация, когда власти не знают, что делать, усугубляет ситуацию на валютном рынке. Как сообщили импортеры, в четверг утром доллар «по безналу» можно было купить за 9100 белорусских рублей. А в обед, когда стало известно, что решения на валютном рынке вновь откладываются на 1,5-2 месяца, за доллар просили уже 9500 рублей.