Для Российского космического агентства как нельзя некстати оказалась авария на прошлой неделе в Сибири одной из ракет «Союз» с грузом, предназначенным для Международной космической станции.
«Союз», лучшая ракета в мире, в ходе обычного полета несла капсулу «Прогресс-44» с продуктами и расходными материалами для экипажа станции. Судя по всему, зажигание третьей ступени ракеты не сработало должным образом примерно на пятой минуте полета и не хватило скорости, чтобы выйти в космос, и ракета упала на Землю. Это первая катастрофа за все время, что беспилотный аппарат «Прогресс» начал летать с продовольствием на российскую космическую станцию «Салют» в 1978 году.
К сожалению, очень похожий тип ракеты стал единственным способом доставки космонавтов и астронавтов на Международную космическую станцию теперь, когда американские космические шаттлы отправлены на покой.
Новый экипаж МКС из трех человек предполагалось запустить 22 сентября на ракете «Союз ТМА-22», но он, вероятно, будет отложен до октября, если не больше, пока будет выясняться причина аварии. Это означает, что некоторым из членов экипажа МКС, которые уже находятся там в течение почти полугода, придется продлить свой космический марафон на один-два месяца, прежде чем вернуться домой.
Авария, наряду с тремя другими недавними неудачами по запуску спутников, произошла в год, когда Россия празднует 50-летие полета Юрия Гагарина, первого человека на орбите Земли. На самом деле, ракета, которая разбилась на этой неделе, является прямым потомком той, что вывела Гагарина в космос, и считается одним из ключевых звеньев успеха россиян в космическом освоении. Они изготавливались на протяжении десятилетий по той же технологии, в которую с течением времени постепенно вносились улучшения. Фраза «если ничего не сломалось, не надо ничего менять», безусловно, относится и к русскому подходу к технологиям.
Самонадеянность — риск как для США, так и для России
Американская космическая программа, с другой стороны, постоянно перестраивалась: сначала создавали гигантские лунные ракеты, затем от этой системы отказались в пользу космических челноков. Хотя и успешные, они требовали огромных затрат, что стало одной из причин того, почему русские по-прежнему сегодня летают в космос, а американцы нет.
Но, возможно, опора на старый способ ведения дел является одной из причин последних неудач России. Не технология сама по себе в этом виновата, а человеческая самонадеянность.
После крушения шаттла Challenger в 1986 году, когда простое уплотнительное кольцо стало причиной сбоя на одном из ракетных ускорителей, расследование показало, что менеджеры НАСА постепенно снижали стандарты безопасности, памятуя о прошлых успехах. Их предупреждал производитель, что низкие температуры могут вывести из строя уплотнительные кольца, но они все же решили произвести запуск холодным утром, потому что в прошлом в прохладные дни кольца выдерживали.
Самонадеянность снова напомнила о себе в 2006 году, когда космический корабль Columbia пострадал из-за куска пенопласта, отвалившегося от основного топливного бака и пробившего отверстие в крыле. Пена всегда отлетает от топливных баков во время запуска, но это не приводило к серьезным повреждениям в прошлом, так что проблема не была решена, пока не произошла авария.
После обоих этих челночных бедствий, которые унесли жизни 14 человек, космические челноки многие годы оставались на земле, пока не были внесены изменения и в космические аппараты и в структуру управления. Теперь прикованы к земле и ракеты «Союз», и НАСА, естественно, нервничает, потому что для американцев на данный момент это единственный билет в космос.
Русские внимательно проверят свои испытанные и верные технологии, но, надеюсь, они также изучат влияние человеческого фактора, чтобы обеспечить высокие стандарты. Даже после 50 лет взлетов с Земли, космический полет по-прежнему не простое дело.