Представьте себе, что Ливия это последняя яркая глава из многотомника «Капитализм-катастрофа». Вместо ОМУ (оружие массового уничтожения) у нас здесь ОЗ (обязанность защищать). А вместо неоконсерваторов - гуманитарные империалисты.
Но цель все та же: смена режима. И замысел тот же самый: полностью демонтировать и приватизировать страну, которая никак не интегрируется в турбо-капитализм; открыть еще одну (весьма прибыльную) землю богатых возможностей для неолиберализма с турбонаддувом. Все это весьма кстати, потому что этот самый неолиберализм, несмотря на турбонаддув, находится сегодня прямо в самой середине почти глобальной рецессии.
На реализацию замысла уйдет какое-то время. Ливийская нефть не вернется в полном объеме на рынок в течение полутора лет. Но ведь стоит задача восстановить все то, что разбомбила Организация Североатлантического договора (НАТО) (правда в Ираке немногое восстановили из того, что в 2003 году разбомбил Пентагон…).
В любом случае, нефть ли, реконструкция ли – все равно здесь будет масса сочных возможностей для бизнеса. Нео-Наполеон Николя Саркози из Франции и Дэвид Аравийский-Кэмерон из Британии считают, что они больше всех выгадают от победы НАТО. Но нет никакой гарантии, что новой золотой жилы в виде Ливии будет достаточно, чтобы вытащить две эти бывшие колониальные (неоколониальные?) державы из рецессии.
Президент Саркози в особенности будет пытаться доить Ливию в интересах французских компаний, дергая вымя изо всех сил. Ведь это часть его амбициозной программы «стратегической перегруппировки» Франции в арабском мире. Послушная и услужливая французская пресса с восхищением пишет, что это «его» война, раскручивая мысль о том, как Саркози решил вооружить повстанцев французским оружием в тесном сотрудничестве с Катаром, в том числе ключевое повстанческое подразделение «командос», которое в прошлую субботу морем добралось до Триполи из Мисураты в самом начале операции «Сирена».
Что ж, он определенно разглядел свой шанс, когда в октябре 2010 года в Париж переметнулся шеф протокола Муаммара Каддафи. Именно тогда Саркози и начал вынашивать всю эту затею со сменой режима.
Бомбы за нефть
Как уже отмечалось ранее, над Триполи уже начали кружить стервятники, стремясь поживиться добычей (и монополизировать ее). И конечно же, главное действие будет разворачиваться в сфере нефтяных контрактов. Отвечающий за информацию в «повстанческой» нефтяной компании Arabian Gulf Oil Company Абдельджалил Майюф (Abdeljalil Mayouf) уже выступил с грозным предупреждением: «У нас нет проблем с западными странами, такими как Италия, Франция, Британия, с их компаниями. Но у нас есть некоторые политические проблемы с Россией, Китаем и Бразилией».
Эта тройка составляет основу группы развивающих экономик БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). БРИКС реально развивается, в то время как натовские экономики из числа бомбивших Ливию стран застряли в застое либо в рецессии. Так уж получилось, что основная четверка стран БРИКС воздержалась при голосовании по резолюции 1973 в Совете Безопасности ООН о запрете на полеты авиации, который мошенническим образом трансформировался в смену режима сверху. Они с самого начала видели все насквозь.
Еще хуже (для БРИКС) стало то, что за три дня до запуска по Ливии Африканским командованием Пентагона первых из 150 с лишним «Томагавков», полковник Каддафи в интервью немецкому телевидению подчеркнул, что если его страна подвергнется нападению, все энергетические контракты будут переданы российским, индийским и китайским компаниям.
Так что победители в этой гонке за нефтяным богатством уже определились: это члены НАТО плюс арабские монархии. Среди компаний в плюсе оказались British Petroleum, французская Total и катарская национальная нефтяная компания. Для Катара, который отправил на ливийский фронт истребители и вербовщиков, обучал «повстанцев» изнурительной науке боевого мастерства и уже занимается продажей нефти в восточной Ливии, война стала очень мудрым инвестиционным решением.
До многомесячного кризиса, который вступил сейчас в завершающую фазу, поскольку повстанцы уже находятся в столице Триполи, Ливия добывала 1,6 миллиона баррелей в день. Когда добыча возобновится, новые правители Триполи смогут ежегодно получать прибыль в размере 50 миллиардов долларов. Согласно большинству оценок, нефтяные запасы в стране составляют 46,4 миллиарда баррелей.
«Повстанцам» из новой Ливии лучше не ссориться с Китаем. Еще пять месяцев тому назад официальная линия Пекина заключалась в призывах к прекращению огня. Если бы это произошло, Каддафи сейчас контролировал бы больше половины Ливии. Однако Пекин, который никогда не был большим фанатом насильственного свержения режимов, в данный момент проявляет исключительную сдержанность.
Заместитель главы департамента внешней торговли Министерства коммерции Китая Вэнь Чжунлян (Wen Zhongliang) целенаправленно подчеркнул: «Ливия будет и впредь защищать интересы и права китайских инвесторов, и мы надеемся на продолжение инвестиционного и экономического сотрудничества». Появляются все новые официальные заявления, в которых упор делается на «взаимовыгодное экономическое сотрудничество».
На прошлой неделе вице-президент плутоватого Переходного национального совета Абдель Хафиз Гога (Abdel Hafiz Ghoga) заявил агентству «Синьхуа», что все договоренности и контракты режима Каддафи с КНР будут исполняться. Но Пекин рисковать не желает.
В 2010 году Ливия обеспечивала не более 3% китайского нефтяного импорта. Ангола для Пекина гораздо более важный поставщик. Но Китай по-прежнему главный покупатель ливийской нефти в Азии. Более того, Китай может оказать существенную помощь в деле восстановления инфраструктуры в Ливии или в экспорте техники. До начала межплеменной/гражданской войны в Ливии работало ни много ни мало 75 китайских компаний, и там находилось 36000 их сотрудников, которых незамедлительно эвакуировали менее чем за три дня.
Русские – от Газпрома до Татнефти – вложили в ливийские проекты миллиарды долларов. У бразильского нефтяного гиганта Petrobras и строительной компании Odebrecht в Ливии также есть свои интересы. Их судьба пока неясна. Глава российско-ливийского делового союза Арам Шегунц крайне встревожен: «Наши компании потеряют все, потому что НАТО не даст им заниматься бизнесом в Ливии».
Италия, похоже, сдала экзамен повстанцев на тему «кто не с нами, тот против нас». Энергетический гигант ENI, видимо, не пострадает, потому что премьер Сильвио «Бунга Бунга» Берлускони весьма прагматично предал своего прежнего закадычного дружка Каддафи в самом начале разнузданной кампании бомбардировок под руководством Африканского командования США и НАТО.
Руководители ENI уверены, что ливийская нефть и газ снова потекут на юг Италии еще до начала зимы. А ливийский посол в Италии Хафед Гаддур (Hafed Gaddur) заверил Рим в том, что все контракты Каддафи будут исполняться. Берлускони на всякий случай все же встретится в четверг в Милане с премьер-министром Переходного национального совета Махмудом Джибрилом (Mahmoud Jibril).
Бен Ладена на помощь
Турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu) со своей знаменитой политикой «нулевых проблем с соседями» также восторженно хвалит бывших «повстанцев», превратившихся во власть предержащих. Заглядываясь на коммерческие возможности в Ливии, Анкара, находящаяся на восточном фланге НАТО, помогла ввести военно-морскую блокаду против режима Каддафи. Она всячески обхаживала ПНС, а в июле официально признала его в качестве законного правительства Ливии. Так что коммерческие дивиденды не за горами.
Есть еще одна важная интрига: как Дом Саудов собирается нажиться на том, что помог установить в Ливии дружественный режим, в котором наверняка появятся знатные лица из числа салафистов. Одна из главных причин саудовского штурма, который включал и сфальсифицированное голосование в Лиге арабских государств, это кровная вражда между Каддафи и королем Абдаллой, возникшая в 2002 году в преддверии войны в Ираке.
Нет предела безграничному лицемерию ультраконсервативной абсолютной монархии/средневековой теократии Саудовской Аравии, которая вторглась в Бахрейн и подавила его жителей-шиитов, а потом салютовала якобы демократическому движению в Северной Африке.
В любом случае, пора праздновать. Ждите, что саудовская компания родственников бен Ладена Bin Laden Group будет как угорелая заниматься восстановлением на всей территории Ливии. Со временем она наверняка превратит разграбленную резиденцию Каддафи в исполинский и роскошный торговый центр под названием «Триполитания».
Пепе Эскобар — автор книг «Globalistan: How the Globalized World is Dissolving into Liquid War» (Глобалистан: Как глобализованный мир растворяется в «жидкой войне») и «Red Zone Blues: a snapshot of Baghdad during the surge» (Блюз «красной зоны»: Багдад в период наращивания группировки). Недавно была издана его новая книга «Obama does Globalistan» (Обама создает Глобалистан).