В Эр-Рияде были замечены люди королевских кровей, радостно пляшущие в дворцовых коридорах. Наследник ливийского трона принц аль-Сенусси, племянник низложенного Муаммаром Каддафи и его соратниками в результате бескровного военного переворота 1969 года короля Идриса, деятельно занимается сегодня кампанией саморекламы, заявляя о своей готовности вернуться в страну и даже возглавить ее.
Ничто в мире не может быть слаще и приятнее для дома Саудов, который испытывает отвращение к большинству светских арабских республик, чем появление дружественного и абсолютно нового эмирата в Северной Африке.
Но у Организации Североатлантического договора (НАТО), которая является настоящей победительницей в ливийской межплеменной/гражданской войне, на сей счет могут быть другие идеи. Изворотливый премьер-министр Переходного национального совета Ливии Махмуд Джибриль (Mahmoud Jibril), выступая в Катаре, открыто поблагодарил победителей, всех назвав при этом поименно: Франция, Британия, Соединенные Штаты, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Из этой пятерки три западные страны теоретически могут положительно отнестись к этому уступчивому эмирату, пока он не демонстрирует ульрафундаменталистские тенденции на манер Северного Вазиристана, где проживают пакистанские племена.
Это открытая игра, поскольку на данный момент никто в действительности не знает, какой степенью влияния будут обладать исламисты в Ливии после Каддафи. Через неделю в Париже кое-что может проясниться, так как именно там и тогда соберутся на свою встречу «друзья Ливии», чтобы поговорить о деле с лидером переходного совета Мустафой Абдель Джалилем (Mustafa Abdul Jalil) и премьер-министром Джибрилем, и определить, что это такое – новый натовский протекторат.
Тем временем, от Бенгази до европейских столиц идет пляска под музыку мегахита «Guns 'n Roses», который сегодня носит новое название – «Сладкая моя нефть». Франция и Германия уже давят на «натовских повстанцев», стремясь выжать из них сочные сделки. Италия начнет свой прессинг сегодня (премьер-министр Сильвио Берлускони встречается с Джалилем в Милане), а британцы с американцами тоже вот-вот ввяжутся в общую драку.
До настоящего времени ливийская национальная нефтяная компания, по сути дела, отдавала контракты на обслуживание старых и высокодоходных месторождений дочерним фирмам. Но BP, Total, Exxon Mobil и катарской нефтяной компании в действительности нужно серьезное участие в разработке новых месторождений, а также эти знаменитые соглашения о разделе продукции (СРП), дающие заоблачные прибыли. Они хотят в полной мере получить то золотое дно, которого были лишены в Ираке, где самые выгодные контракты достались российским, китайским и малайзийским игрокам.
Что касается тех игроков, которые уже работали на территории Ливии, например, испанская Repsol и итальянская ENI, то они намерены вернуться и продолжить свое дело еще до конца сентября. Что будет с китайскими инвестициями, не знает никто.
То, что удалось выяснить WikiLeaks насчет связи этой ливийской войны с нефтью, наверняка вернется в виде драк за самые жирные сливки с контрактов, например, между американскими компаниями и итальянской ENI. Благодаря очень тесным дружеским связям Берлускони с Каддафи в стиле «бунга бунга» ENI еще до межплеменной/гражданской войны выкачивала из Ливии почти 200000 баррелей в день.
В любом случае, с точки зрения тех корпораций, которые связаны с «победителями» в ливийской войне, уход Каддафи это уже стопроцентная гарантия получения исключительно вкусных новых контрактов и самых разных уступок и концессий.
Следите за деньгами
На банковском фронте WikiLeaks уже выяснила, что американские банки считают «золотым шансом» приватизацию ливийского центробанка. По всей видимости, его место займет таинственный банк «повстанцев», которому помогает продвинуться британский HSBC. Видимо, он будет не настолько самостоятельным, как ливийский центробанк, поскольку его свяжут со швейцарским Банком международных расчетов, который является центральным банком всех центробанков.
Так что, прощайте, «подрывные» объединительные идеи Каддафи, такие как идея отказа от американского доллара и евро, чтобы арабские и африканские страны могли производить расчеты в новой единой валюте – золотых динарах. Важно отметить, что большинство африканских государств и многие арабские страны поддержали эту идею. Единственными серьезными противниками в регионе были ЮАР и Лига арабских государств (под влиянием дома Саудов). Очевидно, Вашингтон и Брюссель были в ярости – и ярость эта заставила их позвать на помощь НАТО.
Никогда не лишне вспомнить, что в конце 2002 года Ирак при Саддаме Хусейне начал принимать в оплату за свою нефть евро вместо долларов США. Что произошло потом, знает каждый. Не становись на пути нефтедоллара, а то…
Поэтому потоки нефти и денег благополучно окажутся в руках «победителей». Но есть еще и стратегические схемы. Африканское командование Пентагона Africom после своей первой успешной африканской войны получит в награду первую базу в Африке и сможет переехать туда из штаба, расположенного в прекрасном африканском буше – в Штутгарте. А НАТО продолжит свою священную миссию по превращению Средиземного моря в «натовское озеро». Северную Африку уже заарканили; теперь пора и в восточное Средиземноморье, чтобы преподать урок этим вздорным сирийцам.
Назвать действующих лиц из Переходного национального совета изворотливыми это на самом деле преуменьшение. Буквально все они «невидимки». Мало кто помнит, что именно глава ПНС Джалиль приговорил бедных болгарских медсестер к смертной казни. Это было настолько громким делом для Франции, что оно потребовало активного вмешательства со стороны ее нового Наполеона Николя Саркози, который даже отправил свою трофейную жену Карлу Бруни соблазнять ливийского полковника. Когда медсестер освободили, Каддафи повысил Джалиля, сделав его министром юстиции, и тот находился на этом посту с 2007 года до того момента, когда изменил в феврале благодетелю в поисках лучшей доли.
Верить в то, что эта пестрая компания недовольных племенных лидеров, радикальных исламистов, фиктивных «социалистов» из породы Тони Блэра, военных предателей и откровенных бандитов будет молиться на алтаре демократии – это несбыточная мечта. Это не говоря уже о том, что они позвали НАТО и консервативные арабские монархии бомбить свою собственную страну – конечно, не там, где живут они, а на «другой стороне», в Триполитании.
Надо еще посмотреть, как народ и племена Триполитании отнесутся к тому, что люди из Киренаики, которых они считают неотесанной деревенщиной низшего сорта, взяли власть в свои руки. Они уже негодуют по поводу того, что их унизили новым ливийским флагом, являющимся в основном флагом Киренаики (черный прямоугольник с белым исламским полумесяцем и двумя полосами по краям - красная для Феззана, а зеленая для Триполитании).
Никто не знает, какой будет следующая фаза этой «кинетической» войны, которая и не война вовсе (авторские права на ее название принадлежат Белому дому). Однако есть серьезные основания верить в то, что она станет катастрофическим повторением «разгрома талибов» в 2001 году и иракского сценария «миссия выполнена» в 2003-м.
Воюющие бедуины и берберы – это всегда стратегические отходы и засады. То есть, партизанская война. Никто не знает, какой поддержкой пользуется сегодня Каддафи у племен не только вокруг Триполи и своего удельного княжества Сирта, но и в пустыне. Но можно с уверенностью говорить о том, что он пойдет на партизанскую войну. Закончит ли он подобно Саддаму, или станет «вечным странником», как талибы – это вопрос на 100 миллиардов долларов (именно такую сумму ливийских средств должны разморозить «победители»). Грядут сложные времена.
Пепе Эскобар — автор книг «Globalistan: How the Globalized World is Dissolving into Liquid War» (Глобалистан: Как глобализованный мир растворяется в «жидкой войне») и «Red Zone Blues: a snapshot of Baghdad during the surge» (Блюз «красной зоны»: Багдад в период наращивания группировки). Недавно была издана его новая книга «Obama does Globalistan» (Обама создает Глобалистан).