Россия готовится к парламентским выборам этого года, и партия «Правое дело», к которой недавно присоединился миллиардер Михаил Прохоров, опубликовала в прошлую пятницу свой манифест, в котором призывает к фиксации цен на услуги государственных монополий, жесткому контролю над государственными компаниями и чиновниками, бесплатному образованию и медицине и использованию российского военно-промышленного комплекса для технологического прогресса страны.
Партийный манифест критикует текущее положение дел в России, описывая, как чиновников невозможно заставить отвечать за свои действия, насколько повальна коррупция и перекошена экономика, что приводит к тому, что единственным прибыльным бизнесом является добыча нефти и газа. При этом г-н Прохоров заработал свои миллиарды в горнодобывающей отрасли и владеет долей в крупнейшей золотодобывающей компании России.
В этом манифесте не найти некоторых ингредиентов типично «правых» или «прорыночных» партийных программ. В нем ни слова не говорится о продаже государственных активов, либерализации рынка, сокращении государственных расходов, сбалансированном бюджете или низкой инфляции.
Возможно, это потому, что среднестатистический россиянин страшится некоторых из этих слов, испытав на себе шоковую рыночную терапию 1990-х. Но, возможно, что это потому, что все эти фразы уже используются действующим руководством России, в частности президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, которые говорят, что стремятся к жесткой бюджетной дисциплине, приватизации и снижению инфляции.
Однако в программе партии «Правое дело» содержится и уникальный для российской политики призыв – внедрить в качестве валюты евро. Остается только догадываться, кто меньше готов к подобному шагу – Россия или еврозона.
В понедельник президент Дмитрий Медведев назначил дату парламентских выборов на 4 декабря. По данным последних опросов общественного мнения, «партия кормильцев», как называется себя «Правое дело», может рассчитывать всего лишь на 3% голосов по сравнению с 54% голосов проправительственной «Единой России».
Однако сейчас, когда россияне возвращаются из отпусков, они видят рекламные щиты г-на Прохорова во всех аэропортах и на обочинах шоссе. Большая рекламная кампания может компенсировать несоответствие между левыми ценностями и продвигающей их правой партией.