Почему Тим Кирби (Tim Kirby), автор проекта Tsar Podcast, в таком восторге от России?
Американец пришел на встречу с мной в народном баре, где стены были украшены деревянными ложками и плакатами советских времен. Тим Кирби, который живет в России уже семь лет, считает себя патриотом России, бегло говорит по-русски, хотя и с сильным акцентом, и регулярно публикует короткие веселые и оживленные видеоролики о туристических достопримечательностях России на YouTube и в своем блоге в «Живом Журнале».
В начале первого из серии видео его проекта Tsar Podcast Тим спрашивает у пьяного на улице: «Извините, вы знаете, где Красная площадь?»
«Иди на х..., никакой Красной площади нету», - отвечает человек.
Тим начал делать видеозарисовки о различных вещах в России, не особо известных на Западе, таких как Арбат, ВДНХ, музей космоса, Суздаль, Киров, и т.д. Уже вышло около дюжины выпусков этого подкаста. Тим выступает в роли ведущего, а радио-диджей и блогер Павел Картаев их снимает. «Тим хочет показать вам его Россию… историческую… приятную… красивую…», - гласит текст в начале каждого эпизода на фоне изображений Собора Василия Блаженного, раскрашенной тарелки русских пельменей и сексуальной девушки в меховой шапке, которые вспыхивают на малиновом экране.
«Я изначально делал мои подкасты для иностранцев, представителей Запада, чтобы они могли воочию увидеть, что люди в России не являются воплощением зла и не мечтают о том, чтобы убить их», - говорит Тим. «Потом я начал получать комментарии от русских. И многие из них были шокирующими, многих людей разозлило, что я показываю Россию в позитивном свете! Мне сложно представить ситуацию, когда бы русский парень в США делал видео о том, какая великая страна Америка, а ему сказали бы, что он наивный идиот, наша страна дерьмо, а ты уезжай домой».
«Один чувак даже написал мне: «Наши русские детские площадки - отстой, в России мы ничего не можем сделать нормально!» Он написал это, комментируя фотографию детской площадки в США, которую сделала моя жена. Однако он не заметил, что на ней абсолютно не было детей. В Америке сейчас мы живем во времена страха, мой родной Кливленд гораздо опаснее, чем Россия».
У Тима есть еще один проект, который делается исключительно на русском. В основе своей это один из его путей для крестового похода, озаглавленный как «Война слов» (War of Words). Вот как Тим объясняет причины, побудившие его начать и русскоязычный подкаст: «Существуют тонны вебсайтов, сделанных самими русскими, на которых они рассказывают, почему Россия - это ужасное место, и что любой здравомыслящий человек должен отсюда уехать. Это сумасшествие, а их «логика» для оправдания такой позиции - в лучшем случае спорная», - говорит он. «Я также обнаружил сообщество в «ЖЖ» под названием «Пора валить отсюда». Я не могу себе представить сайт в Америке, сделанный американцами, о том, как уехать из Америки в поисках лучшей жизни… Я создал контрсообщество в «ЖЖ». Если вы хотите обсудить, как стать лидерами, а не как бежать из России, давайте соберемся в моем сообществе и поговорим о том, как сделать Россию лучшим местом для жизни!»
«Кто делает эти сайты, призывающие людей покидать Россию и уезжать в другие страны? Какова их цель?» - спрашивает Тим меня.
«Возможно, это люди, которые недовольны российскими властями и моделью управления, которую они создали», - предположила я. «Что ты думаешь, Тим, о наших властях? О нашей управляемой демократии?»
«Ну, такой штуки, как демократия, нет нигде», - отвечает он. «Демократия настолько же реальна, насколько гоблины или розовые единороги. Основная проблема с российскими властями в том, что они не идеологи и не могут создать мечту. У них нет страсти, нет любви, и это убивает эту страну. При этом я готов подписаться, что Путин и Медведев лучше, чем любой из президентов Америки, которые были с моего рождения (начиная с Рейгана). Которые особо много не говорят, но если они классные парни, то те, кто под ними, это просто толпа нечисти. Слабой и ворующей нечисти, притом. Никто больше не верит властям».
«Как мы говорим в Америке, если игра несправедлива, не надо в нее играть. Создай что-то вне системы. И делай другую пропаганду. Выборы - это эмоции и вера. Боритесь через YouTube, используйте другие технологии!»
Кстати, Тим Кирби недавно говорил о существующей пропаганде и действующих технологиях на собрании известных блогеров в селе Истобенск по совершенно иному поводу. Он сделал презентацию под названием «Почему русские никогда не проводят отпуск дома, в то время как американцы никогда не проводят его где-то еще?»
В презентации содержалось несколько прямых и откровенных исторических параллелей (США в 1950-е годы с их понятием идеальной семьи и большим количеством денег - и Советского Союза с хрущевскими мыслями о еде), «культурных различий» (белый американец знает с момента своего рождения, что он произошел оттуда, где были депрессия, голод и война с Америкой - и при этом лучшей страны мира, в то время как русские учат, что их страна выковывалась в неудачах. Ну и также единственным разом, когда американцы в массовом порядке отправились в другие страны, была Вторая мировая война, и все что они там увидели, была смерть и отчаяние. А русские, которые наконец получили шанс путешествовать в массовом порядке в 1990-е годы, увидели Европу, которая превосходила их, сияя кассетными магнитофонами, джинсами и рок-н-роллом». Все это было очень интересно «с точки зрения внешнего наблюдателя».
Например, Тим показывает две картины рядом друг с другом на экране. Слева - вебсайт американского штата Огайо (по его словам, одного из самых скучных мест в стране), а справа - вебсайт российского города Пермь (активно раскручиваемого как новый культурный центр России). Слева мы видим воодушевляющую картинку под кричащим заголовком «Слишком много удовольствия для одного дня». А справа мы любуемся на прогноз погоды, фотогалерею местных чиновников и новостной тикер с заголовками типа «Губернатор Олег Чиркунов приветствует участников форума “Лесопилка-2011”».
Но наиболее занимательным во всей презентации является тот факт, что Тим Кирби, американский блогер, потратил время на обдумывание проблем с российским внутренним туризмом, и подготовил вполне здравое слайдшоу по этому вопросу.
«Русские больше знакомы со стереотипами американских городов, чем своих собственных», - объясняет Тим. «В Лос-Анджелесе есть Голливуд, в Лас-Вегасе есть казино… Но что насчет их собственных стереотипов? Из «Нашей Раши», скетчевого комедийного шоу, мы знаем, что Челябинск - это наш самый хулиганский город. Это хороший стереотип и его нужно использовать! В России мы можем создать наши собственные стереотипы и диверсифицировать наши города».
«Ты всегда говоришь "мы"», - отмечаю я.
«О да. Я помню первый раз, когда меня посчитали русским», - говорит Тим. Это было три года назад. У меня был обед с боссом, и он начал подшучивать над американцами. А я сказал: «Эй, парень, это не моя вина, что американские власти делают то, что они делают». А он ответил: «Ну чувак, я ж не о тебе говорю, ты один из нас сейчас». Россия - моя родина, а Америка - моя родина-мачеха».
«Что ты делаешь в Москве? Ты же не можешь зарабатывать на жизнь подкастами», - спросила я.
«Я не могу сказать тебе, у нас строгая корпоративная секретность, но я не работают ни на какие власти, американские или российские», - ответил он.
«Какое у тебя гражданство?»
«Американское. Но я хочу получить второе гражданство, российское. Сейчас я в процессе. У меня уже есть временное разрешение на жительство. Я скажу - я люблю Россию».
«Какие у тебя планы относительно следующего сюжета в Tsar Podcast?», - спросила я.
«Я хочу сделать видео о «даче», - говорит Тим с энтузиазмом. «Это что-то уникальное для России. Но теоретически, в будущем, я хочу делать не только подкасты, но также и настоящую политическую программу. Я хочу сделать эту страну лучшим местом для жизни».
«Ты не боишься, что людям это не понравится?» - предположила я. «Что они подумают, что ты засланный казачок?»
Я не высосала это из пальца - я читала пару онлайн-дискуссий, в которых говорилось о Тиме в подобном тоне.
«Я хочу выиграть и набрать силу, но ради людей, а не для того, чтобы построить себе замок. Я думаю, это будет ясно», - отвечает он. «Как они говорят, пока не попробуешь, не узнаешь. Мои идеи либо покажут сами себя правдивыми, либо не покажут. И не думай, что наивен, я вполне осознаю, что работа над тем, чтобы сделать Россию лучше, возможно, будет стоит мне пули в мозг».
Я чуть не подавилась картофельными чипсами, которые ела. Это симпатичный, наивный и упрямый человек, который постит подкасты о Кремле и ВДНХ на YouTube и влюблен в мою страну, носит в своем сердце прекрасную американскую мечту.
«И какова бы была твоя идеология?» - спрашиваю я.
«Я не готов пока выступить с манифестом. Но вот загдка: когда был первый день существования России? В Америке этот день очевиден, и он связан с мифом о свободе и величайшей мировой конституции. Но начало современной России было отмечено крахом Советского Союза и государственной изменой. У каждой культуры есть миф о том, откуда она пошла, и российский миф ужасен.
«Если бы у нас только был красный флаг». Тим берет красную ресторанную салфетку и нежно помахивает ею. «Это бы означало, что все началось в октябре 1917 года, и все, кто погиб во имя коммунизма, сделали это не напрасно. Люди построили станцию метро Комсомольская голыми руками и бесплатно! Они воевали в войнах, они страдали… Первое в мире право женщин голосовать, первая бесплатная медицина, русские проложили путь во всем!»
Пока я слушала Тима, я думала о том, что он только что признался России в любви, которую, по его словам, каждый американец ощущает по отношению к Америке. Его любовь к моей стране безоговорочна - как любовь отца к дочери или сына к матери. Эта любовь фанатичная; она не испытывает сомнений и не предъявляет условий. Я не уверена, что я бы хотела любить свою страну таким образом. Но я уверена, что он прав в одном - самом важном. «Время валить отсюда» - не лучшая основа для будущего, это лозунг лузеров.
«Нам нужен красный флаг», - говорит Тим, разглаживая салфетку. «Неважно, как он называется - коммунизм или что-то еще».