На постройку Кельнского собора потребовалось шесть столетий, но сегодня проблему строительства церкви в случае необходимости можно решить и при помощи ее резиновой версии. В сентябре этого года на российском дальневосточном полуострове Камчатка польский католик намерен установить резиновый храм. Эта модель из синтетических материалов, похожая на детские батуты или на российские муляжи танков, весит столько же, сколько один упитанный мужчина. Ее можно установить в два счета, она мобильна и, тем не менее, у нее есть колокольня, входной портал и выполненные в готическом стиле окна. Польский священнослужитель намерен переезжать со своей резиновой церковью с места на место, так как на Камчатке нет храмов для католиков. Слава Богу, в Москве такого рода шаткое здание было бы невозможно - в первую очередь для российского православия, которое рассматривает себя как стабильный фундамент общества. Но и здесь церковь мыслит все более практично.
Российская столица как раз сейчас переживает церковный строительный бум. Уже ведутся работы по строительству семи новых храмов, а заместитель мэра города Владимир Ресин объявил о том, что их количество уже в этом году увеличится до 18. Всего Москва планирует построить 200 церквей. Это вызывает вопросы о цене и о времени, и на это есть уже необычные ответы. Российский патриархат согласился с вариантом модульного строительства, которое будет осуществляться в двух основных вариантах. Первый будет с одним куполом и местом для 300 прихожан, а второй - с пятью куполами и местом для 500 верующих. На строительство будет затрачиваться соответственно восемь или 12 месяцев, и если даже учитывать обычное для реализации российских проектов задержки, то все равно речь идет об очень быстрых темпах строительства, не говоря уже о сравнительно незначительных затратах (до 1,5 миллиона евро). Критику относительно быстро возводимых конвейерных объектах Патриархат отвергает. По мнению его представителей, внешний облик за счет использования различных цветов и других нюансов может быть весьма разнообразным.
Церкви будут возводиться и в центре российской столицы, однако значительно большее их количество предполагается построить в московских спальных районах, где громоздкие высотные здания указывают на границы города и где существуют большой дефицит церквей. Казначей Московского Патриархата епископ Тихон говорит о «самом крупном за долгие годы совместном проекте церкви и общества». Тот факт, что одновременно будет построено 200 новых церквей, он не считает преувеличением. «В прошлом в Москве было разрушено примерно 1000 церквей, и это было сделано еще в то время, когда сам город был меньше как по площади, так и по количеству жителей». Сегодня, согласно статистике, одна церковь приходится на 40 000 человек. Всего в городе существует 836 церковных зданий, большинство которых представляют собой небольшие молельные помещения без алтаря.
Верующие в России продолжают страдать от 70 лет советского правления, в течение которых коммунисты разрушили большую часть церквей или просто их взорвали. Поэтому после развала Советского Союза с большой помпой и с еще большим символическим смыслом на берегу Москвы-реки был воссоздан в первозданном виде Храм Христа Спасителя. Вот уже 11 лет он является центром русского православия – это громадное здание с золотыми куполами, высота которого составляет более ста метров. Теперь у Патриархата вновь появилась величественная церковь, на которую обращают внимание все туристы, совершающие прогулку по реке. «До этого серьезная духовная работа была, по сути, невозможна», - подчеркнул официальный представитель Русской Православной церкви Владимир Легойда в интервью радиостанции «Говорит Москва».
Церковное руководство видит в модульных церквях хотя и не идеальный, то, тем не менее, быстрый способ решения существующей дилеммы. Первые комментарии Русской Православной Церкви по поводу однотипных построек не были восторженными, однако у нее нет другого выбора. Если верить утверждениям ее представителей, то ни в бюджете государства, ни в бюджете города нет средств на реализацию этой программы, и расходы возьмут на себя церковь, верующие и спонсоры. Тем не менее город предоставляет для этих целей большое количество строительных площадок. Так как он не может вообще отказаться от помощи. По данным Русской Православной Церкви, некоторые предприниматели оплачивают сразу строительство десятка новых храмов. Некоторые наблюдатели говорят, что они делают это по соображениям престижа и морали. Другие утверждают, что у них есть свой расчет. По мнению одного финансового эксперта, мнение которого приводит газета «Известия», спонсоры получили от Церкви земельные участки в других местах. И могут их теперь продать.