Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Независимая зависимость

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбстановка в городе Ош
Обстановка в городе Ош
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Да, хорошо ли, плохо ли, но мы жили в течение 20 лет как независимый народ, проводили политику демократического направления. На первый взгляд со стороны остается ощущение, что Киргизия в Средней Азии самое идеальное государство, и мы сами расторопно ведем свое хозяйство. Кажется, что государственная машина бойко работает, а весь народ несет свою трудовую ношу, с воодушевлением глядя в будущее...

Завтра мы собираемся праздновать 20-летие самостоятельности, независимости, демократии, суверенитета Кыргызстана. Хотя легкое словосочетание «20 лет» состоит всего из двух цифр и трех букв, но это огромный срок. Это - пятая часть столетия.

Говоря иначе, 20 лет назад на белый свет появился ребенок, а сегодня это уже статный, рослый, усатый крепкий джигит. Но знает ли джигит, каких трудов стоило его отцу-матери киргизам довести его такого возраста?

Да, хорошо ли, плохо ли, но мы жили в течение 20 лет как независимый народ, проводили политику демократического направления. На первый взгляд со стороны остается ощущение, что Киргизия в Средней Азии самое идеальное государство, и мы сами расторопно ведем свое хозяйство.

Кажется, что государственная машина бойко работает, а весь народ несет свою трудовую ношу, с воодушевлением глядя в будущее. Молодежь получает современное образование, старики достойно воспитывают, а кадровые назначения просто как красивые бусинки одна к другой ладненько нанизаны друг за дружкой. Короче говоря, будто бы первые 20 лет развития идут своим путем, открывая широкую дорогу в будущее. Ах, если бы так оно и было!..

Но, как говорят, «скрывая болезнь, можно и умереть». Сейчас мы говорим: «исполнилось 20 лет нашей независимости», собираем народ, радостно раздуваем ноздри, проводим празднования в массовом порядке.

Может, было бы правильнее помнить, что основание нашей независимости шатается, подходя к моменту обрушения?! Опухоль, которая поразила нашу страну еще в первые 6-7 лет этого двадцатилетия, до сих пор не рассосалась. Эта болячка сидит глубоко внутри и нарывает. Мы не один, а два раза пробовали ее вскрыть, но даже и до сердцевины не дошли. Она снова набухает и уже охватила все государство.

Скажем так, что сегодняшнее общество страдает от этой болезни, и наша независимость будто вот-вот испустит дух. Точно как в поговорке, вид у нас: «Куда ни кинь взгляд, везде как после набега Мамая». За 20 лет мы не сделали ничего существенного, чем можно было бы похвалиться. Давайте внимательно посмотрим.
 
В политике

Киргизская политика за 20 лет не изменила своей привычке к изменчивости и непостоянству. И вообще, за 20 лет политика обогащения не изменила цвета, возраста, совести и веры, она все так же живет клановыми, региональными, семейными, дружескими способами-механизмами. Все больше обновляются коррупционные схемы, богатство государства остается кормушкой считанных политиков-проедал.

Политики, глядя на народ, говорят одно, без народа – другое, проявляют свою многоликость. Придя во власть - чванятся, уйдя из власти – ковыряют грехи вчерашних сотрапезников, и это взаимное обливание грязью не прекращается, а наоборот, усиливается.

Если подойти к внутренней политике, то кадровые назначения в зависимости от прихоти власти превратились в частую смену носков, но от смены должностей народ ничего не получает. Каждая ответственная государственная должность со стороны высшей власти ставится на аукцион и продается за реальные деньги.

Если в последние 15 лет стоящие во главе власти люди проводили политику преследования интересов одной семьи, то в последнее время создается впечатление, что она проводится в интересах одной политической группы.

Каждый раз, желая обновить Основной закон, его уже превратили в лохмотья. Никто даже не проверяет, работает ли в нашей стране хотя бы 20 законов из 100.

Что касается внешней политики, надо честно признать, наш авторитет исчезает. Потому что мы не смогли оправдать доверие мира. Тех, кто нас жалеет, мы пинком бьем «по печени», выданную помощь незаметно растратили как воду сквозь песок.

У нас нет ясной позиции. Мы ведем себя как шаловливая девица, одновременно заигрывающая с пятью парнями. До каких пор мы будем еще ощущать вред от непостоянной политики прежней власти, загадка.

Говоря одним словом, за 20 лет кыргызская политика не поднялась выше политики желудка. И сейчас мы находимся в двусмысленном положении самостоятельности, но зависимости.
 
В экономике

Мы, киргизы, уклоняемся говорить правду. Хотя нас уже до печенок достает, мы не любим говорить слово «плохо». По аналогии здесь экономическое положение висит между плохо-хорошо и хорошо-плохо.

Да, создается впечатление, что с каждым годом казна государства пополняется, оживляется бездыханное производство, а средний и малый бизнес наполнены огнем надежды. Но требования времени идут вперед, и чем больше мы стараемся поднять экономику, тем больше тяжелых проблем нарастает с каждым днем. Если взять с этой стороны, нам бы больше подошли слезы. Скажем, с трудом собранных правительством средств не хватает даже на обеспечение текущих нужд граждан.

Как над одиноким засыхающим деревцем в пустыне сверху проносится кратковременный дождик, так мы каждый год будто вполсилы помогаем ему. Только и верим в помощь извне, поддержку донорских организаций. Мы сидим как беспомощные птенцы в гнезде с открытым ртом, и уже перестали стыдиться просить. Мы не то, чтобы уменьшить свои внешние долги, а ежегодно только увеличиваем их.

Потому что у нас сложилось положение, когда говорим экономика, понимаем под ней коррупцию, а говоря о коррупции, понимаем экономику. Когда миллионы целевых средств не доходят до получателей, и по дороге расходятся по разным карманам, как же дело будет двигаться? Короче говоря, у нас даже язык не поворачивается назвать себя самостоятельными в экономическом отношении.
 
В культуре

Мы постоянно говорим, что киргизская культура стоит на вершине мировой цивилизации. За нами наблюдается такое, берем свою культуру и обходим с ней земной шар. Но мы сами не чувствуем, что становимся насмешкой для народов, наблюдающих со стороны.

Что мы за 20 лет независимости сделали такого, чтобы раскрыть суть своей культуры? Расскажем о тоях, сыплющихся градом? Наоборот, из-за халатной политики  государства наш культурный уровень упал до земли, мы остаемся ведомыми поверхностной культурой, пришедшей извне. Наша молодежь сплошь отдалась зарубежной музыке, мучают ее грохотом старшее поколение. Оставшееся от предков наследие, бесценные ценности кто попало выхватывает, называет своим и владеет.

Не говоря о другом, что за позор, мы едва не упустили из рук Манаса? Следовательно, если завтра соседние государства заявят, что юрта, калпак, комуз, кумыс принадлежат им, то удивляться не стоит! Мы свою культуру измельчили, бросили ее из огня да в полымя. Мы превратили в привычку тем, кто имея голос чуть благозвучнее ослиного, не прикладывая никаких трудов, не проливая пота, развлекает народ, присваивать им звания народного, заслуженного деятеля культуры.

Наряду с этим, не будем скрывать, что даже, образно говоря, падая в ров, в киргизской крови жив творческий талант. Сейчас не исчезли акыны, импровизаторы, ораторы, тренеры лошадей для скачек (берейторы-жокеи), сокольничие, рукодельницы, они, наоборот, оживились. Но толчок этому дало не государство, а сам народ.

В социальной сфере

Конечно, если государственная политика и экономика находятся в таком состоянии, разве будет в хорошем состоянии социальная сфера. Мучаемся. Сейчас 21-ый век, живем в эпоху технического расцвета, а если на то пошло, то собираем кизяк. Мы погрешим против справедливости, если не скажем, что до сегодняшнего дня у нас есть айылы, куда не проведено электричество, радио и телевидение. (Еще хорошо хоть, что 70 лет жили в СССР!)

Не знаешь, с чего начать. Даже если ухватить за краешек: за 20 лет система образования не смогла найти современную, эффективную, близкую к народу форму. С каждой реформой здесь усиливается давление коррупции, в учебных заведениях воцарилось взяточничество, более того, появился термин «школьный криминал», это все проявления окружающего нас «бардака».

Подойдем к здравоохранению, с каждым днем появляются страшные болезни, а человека, заявляющего, что он совсем здоров, вот-вот занесут в красную книгу. Половина наших граждан не выходит из больниц. Врачи стали здоровье человека оценивать не медицинской аппаратурой, а суммой денег. Соответственно деньгам выявляют болезни.

И что толку тогда говорить, что все государство окутано безработицей, около миллиона наших соотечественников кормятся за границей, тысячи гектаров земель не обрабатываются, поросли сорняком, дороги разбитые так, что спотыкается пеший человек, увеличился криминал, разросся наркорынок?

В общем, если говорить, то конца не будет грусти. Эти 20 лет независимости простой народ, образующий государство, провел в угнетенном состоянии. В это же самое время чиновники, их приближенные богатели, развлекались, проводили время, делая, что хотели силой своих денег.

Неизвестно, когда установятся справедливость и равенство. Завтра пойдет 21-ый год нашей независимости, которого ведет за собой не прерванная надежда…