Сообщение Чавеса о переводе наших международных резервов из западных банков в Китай, Россию и Бразилию удивило всех, кроме пожилых людей, которые еще помнят злоупотребления властью со стороны коммунистов. Действительно, многие уже не помнят или попросту не знают историю о том, как социалистическое правительство Республиканской Испании во главе с Франсиско Ларго Кабальеро (Francisco Largo Caballero) и его министром финансов Хуаном Негрином Лопесом (Juan Negrín López) переправило в Гохран СССР 510 тонн золота, что составляло 72,6% международных запасов Испании. Остальные 193 тонны были перевезены во Францию и конвертированы в валюту. Эта операция вошла в историю под названием «Золото Москвы».
Эта глава истории Европы и, в частности, Испании интересна для нынешней венесуэльской действительности не только схожестью аргументов, приводившихся властями Республиканской Испании той поры и нашим так называемым президентом Команданте: злокозненные правые силы, как внутри страны так и за рубежом, захватят наши международные резервы, но также главными действующими лицами и исторической обстановкой.
Помимо того, что наши ликвидные запасы валюты будут размещены в странах, с которыми правительство Чавеса имеет финансовые договоренности, печальный итог испанского золотого запаса, попавшего в руки советских коммунистов той поры, войдет в историю как поучительный пример того, что не должно делать правительство, когда оно находится в отчаянном положении и уж тем более, когда оно окружило себя кубинскими советниками.
В случае размещения венесуэльских резервов наблюдаются поразительное сходство, которое интересно проанализировать, в частности вмешательство советского правительства во главе со Сталиным в дела Испании и нынешнее вмешательство правительства Кубы во главе с братьями Кастро во внутренние дела Венесуэлы.
Правительство Чавеса находится в таком же отчаянном положении, как и республиканское правительство Испании, которое в 1936 году европейские правительства рассматривали как прокоммунистическое и подрывавшее политическое равновесие в Европе. Нет необходимости уточнять, как рассматривает нынешнее венесуэльское правительство свободный западный мир, для которого оно выступает в качестве последователя самой старой на континенте коммунистической диктатуры.
В 1936 годы страны Европы подписали соглашение о невмешательстве в Гражданскую войну в Испании и приостановили отправку оружия противоборствующим сторонам, однако режимы Гитлера в Германии и Муссолини в Италии продолжали поставки оружия Франсиско Франко. Это способствовало тому, что левые силы всего мира выступили в защиту республики, а Сталин принял решение оказать поддержку социалистам республиканцам.
Но это было не бесплатно. Испанцам пришлось расплатиться за помощь своим золотым запасом. 13 сентября 1936 года правительство Ларго Кабальеро решило вывезти из Мадрида запасы Банка Испании в связи с быстрым продвижением франкистов к столице.
Это решение было принято втайне (не прослеживаете никаких параллелей с нынешней действительностью?) и, согласно экспертам того времени, являлось незаконным. 14 сентября 1936 года было созвано заседание правления Банка Испании, на котором частные акционеры открыто выступили против этого решения, отказавшись от своих постов. 15 сентября началась отправка золотого запаса по железной дороге на военно-морскую базу Картахена (Cartagena). 16 сентября 1936 года в Москве начинается осуществление операции Х по доставке оружия без маркировки в Испанию в помощь республиканцам. Ее проводили НКВД и разведуправление Красной Армии.
В Республиканской Испании появляются портреты Сталина со словами благодарности за поддержку правого дела борьбы с франкизмом. Уже 15 октября 1936 об этой операции сообщила всему миру газета “El Heraldo de Aragón”, в которой Франко обличил «беспрецедентное разбазаривание средств, которое совершает так называемое правительство Мадрида, распоряжаясь по своему усмотрению национальным золотым запасом». Узнав о том, что его замыслы раскрыты, республиканское правительство отдает распоряжение о немедленном перемещении в Советский Союз золотого запаса. Обратите внимание на то, что к тому моменту золото еще не было отправлено в СССР.
Главной побудительной причиной для принятия этого решения было стремительное наступление франкистов. Это сильно напоминает боязнь победы демократической оппозиции на предстоящих выборах в Венесуэле.
Оружие, отправленное из Советского Союза республиканцам, было времен Первой мировой войны, а за новое потребовали завышенную цену. Помощь, обеспеченная теперь золотым запасом Испании, стала лучшей сделкой Сталина. Республиканцы не осуществляли никакого контроля за предоставленной помощью (вам знакома эта ситуация?), а власти СССР с каждой отправкой оружия вычитали средства из испанского золота.
15 февраля 1937 года был подписан акт о приемке 510,07 тонн испанского золота. Посол Испании в СССР справедливо отметил, что будущее Республики находится в руках Советского Союза (как будущее Венесуэлы в руках братьев Кастро?).
Москва выставила Мадриду счет на оплату 51 миллиона долларов за уже отправленное оружие и расходы по перевозке золота в Москву. Чтобы иметь возможность взыскать причитающиеся суммы, СССР переплавил испанское золото, которое в основном было в виде монет, разложенных по мешкам. После переплавки вес золота сократился до 460 тонн.
СССР также взял деньги за охрану и хранение золотого запаса в течение почти двух лет. Как утверждают, что Сталин уничтожил всех должностных лиц, участвовавших в этой операции, за исключением главного координатора, который перебежал в США и обо всем поведал.
В феврале 1939 года, чувствуя, что проигрывает войну, Хуан Негрин Лопес уже в качестве главы правительства обращается к Сталину с просьбой о дальнейших поставках вооружений, но поскольку средств у него уже нет, и Сталин отвечает отказом. Тогда он просит предоставить кредит на 110 миллионов долларов. Сталин соглашается выделить лишь 55 миллионов, на которые было приобретено оружие, так и не дошедшее до республиканцев. Оно осталось где-то во Франции, когда Гражданская война в Испании закончилась.
Советский Союз получил обратно этот кредит с помощью созданного на своей территории фонда сбора средств для помощи борющейся Испании. Как ни странно, но была собрана та же самая сумма. Вот так жульё!
Чтобы вы поняли масштаб советского вымогательства, отметим, что Москва выставила Испании счет за размещение и хранение золотого запаса, услуги советских советников, летчиков, танкистов, переводчиков и механиков. Были учтены расходы на проезд туда и обратно советских военнослужащих и их семей, выплата суточных, жалование, затраты на размещение, содержание, лечение в госпиталях и пребывание в отпусках советских военных и членов их семей, расходы на погребение и пособия вдовам военных, обучение испанских летчиков в Советском Союзе, строительство и переоборудование аэродромов на контролировавшейся республиканцами территории, где проходили тренировочные полеты. За все это было заплачено испанским золотом.
Самые крупные суммы были уплачены за поставки военной техники в период с октября 1936 года по август 1937 и составили 131 миллион долларов плюс организационные расходы и комиссионные. С декабря 1937 года по август 1938 года было уплачено 39,8 миллионов долларов.
Испания понесла в ходе Гражданской войны гораздо большие потери, чем должна была бы понести. Из-за принятого социалистами решения она осталась без золотого запаса, а песета чудовищно девальвировалась. Эту историю нужно повторять до изнеможения, рассказывать о том, как коммунисты обманули Испанию с помощью ее же социалистов, забрав у них золотые запасы, а отдав взамен металлолом, да еще и заломив за него втридорога.
Это отчаяние испанских социалистов привело к тому, что они еще больше опустошили свою страну, не говоря уже о разрушениях, причиненных Гражданской войной.
Мы венесуэльцы, узнав эту историю, о которой предпочитают не распространяться мошенники-коммунисты, извлечь из нее правильные уроки и выступить с протестом против возможного размещения наших международных резервов в банках наших основных кредиторов. И сделать это в цивилизованной, но твердой форме.
Я уверен в том, что если мы не знаем истории с испанским золотом, то уже кубинские кастристы наверняка о ней хорошо осведомлены.
Они знают от советских наставников, как Сталин использовал в своих интересах испанское золото. А Чавес делает первые шаги по тому же пути из того же самого сценария, о котором так мало знают представители нашего нового поколения. Уж не по совету ли Фиделя, хорошо знающего историю СССР?
Боязнь коммунистического правительства Уго Чавеса и его кубинских советников проиграть выборы, если мы не разоблачим их замыслы, нанесут демократическим силам Венесуэлы такой же страшный удар, какой получила Испания в результате Гражданской войны. После выборов страна окажется на грани краха, а девальвация национальной валюты приобретет неслыханные масштабы в силу того, что эти резервы не вернутся в Венесуэлу или правительство распорядится ими по своему усмотрению, как это сделали испанские социалисты в 1936 году. Сегодняшняя Венесуэла – это не послевоенная Испания, а Куба – это не Советский Союз эпохи Сталина. Если история здесь и повторится, то не потому, что мы о ней не знали.