В очередной раз Россия демонстрирует свое мастерство в деле насыпания соли на рану, и угадайте, кто стал жертвой на этот раз? Британский нефтяной гигант BP PLC, которого практически все в последнее время любят использовать в качестве «мальчика для битья». Но даже учитывая, что его американский конкурент ExxonMobil Corp наслаждается победой, заключив новый арктический договор с российским ОАО «Роснефть», компании Exxon стоило бы быть внимательной и осторожной, в противном случае ее может постигнуть та же судьба, что и ВР.
Еще не оправившаяся от неудачи с многомиллиардной сделкой по разведке и разработке на территории российской части Арктики, в которой вместо нее теперь участвует ExxonMobil, ВР в среду подверглась новому сюрпризу в Москве. Приставы провели рейд в офисе британского нефтяного гиганта в российской столице по указанию суда из сибирской Тюмени, в котором рассматривается иск, поданный миноритарными акционерами российского совместного предприятия ВР.
Будучи травмированной, ВР взбрыкнула на этот рейд, заявив, что для него не было никаких законных оснований, и что офис, который подвергся обыску, даже не был связан связан с иском в Тюмени. Приставы изъяли конфиденциальные документы, не связанные ни с какими правами акционеров, сказала компания.
ВР ждет неопределенное будущее в России, но она по-прежнему нужна ей. Компания производила в России в прошлом году 856 тысяч баррелей нефти и других жидких углеводородов в день – это более трети ее всего мирового производства жидких углеводородов, и это больше, чем в любой другой стране, в которой работает ВР.
На данной стадии неясно, столкнется ли ВР с очередной затянувшейся битвой – на этот раз с миноритарными акционерами ее российского СП – но ситуация выглядит не очень хорошо для британской нефтяной компании, которая просто-таки подвергается избиению на рынках со времен трагедии с разливом нефти в прошлом году в Мексиканском заливе. Ее акции сейчас до сих пор находятся на уровне примерно на 40% ниже того, на котором они были в апреле 2010 года, когда произошел взрыв на платформе Deepwater Horizon в районе разработки Макондо, который унес жизни 11 человек и стал причиной крупнейшего разлива нефти в море в американской истории.
ExxonMobil согласилась вложить 2,2 миллиарда долларов в разведку и разработку потенциально огромных нефтяных месторождений в покрытом льдами Карском море вместе с «Роснефтью» и достигла договоренности о том, что потратит еще 1 миллиард долларов на разведку и разработку нефти в Черном море. «Роснефть» же получит доли в некоторых проектах Exxon в США.
ВР вела переговоры о сделке в отношении тех же российских районов ранее в этом году, но ее советского происхождения миллиардеры-партнеры по совместному предприятию TNK-BP заблокировали сделку. Теперь к ВР подан иск от группы миноритарных акционеров ТНК-ВР, которые заявляют, что им задолжали миллиарды долларов в качестве возмещения убытков в связи с неудачей ВР в заключении арктической сделки, право на которую получила Exxon.
Словно как в случае с мифическим Троянским конем, ряд крупнейших угроз для ВР в России исходит изнутри. Но именно таким способом ведутся дела в бывшем Советском Союзе, где миллиардеры обычно не становятся богатыми, играя по-честному.
ExxonMobil может и не грозить такая же потасовка вокруг Арктики, какая была у ВР, потому что у компании нет группы богатых российских партнеров. Но она может в конечном счете столкнуться с другими проблемами, теперь, когда «Роснефть» будет владеть долями в некоторых из ее американских проектов и будет иметь рычаг влияния на американского нефтяного гиганта в другом обширном российском проекте.
Высокие цены на нефть означают, что борьба началась, и международные нефтяные компании и их партнеры в странах с обширными нефтяными запасами все пытаются ухватить как можно больше призовых нефтедолларов. А цены на нефть остаются упрямо высокими в этом году, несмотря на определенную сильную волатильность, в среду нефть Brent из Северного моря торговалась примерно по 115 долларов за баррель.
Любой, кто рассматривает идею крупных инвестиций в российский энергосектор, должен извлечь уроки из ситуаций с ВР, а также с англо-голландским конкурентом Royal Dutch Shell PLC в последние годы. Противоречивая кампания российского экологического ведомства вынудила Shell продать свою мажоритарную долю в огромном газовом проекте на острове Сахалин – снизив ее до 27,5% минус одна акция. Контролируемый государством российский Газпром получил 50% плюс одну акцию. У Exxon тоже были свои собственные проблемы в России. Компания хочет экспортировать природный газ со своего совместного предприятия «Сахалин-1» в Китай, но на данный момент этот вариант заблокирован ОАО «Газпром», единственной компанией, которая имеет право на экспорт газа за пределы России. И тем не менее Exxon продолжает реализовывать план совместной добычи нефти в суровой и негостеприимной российской Арктике.
Caveat emptor (да будет осмотрителен покупатель - лат.), Exxon.