Прага – После избрания Виктора Януковича на пост президента в 2010 году на Украине происходит масштабное и тревожное разрушение демократических механизмов. Основополагающие нормы и принципы демократического общества – такие, как свобода выражения, свобода собраний и свобода прессы испытывают на себе постоянно возрастающее давление. А судебное преследование представителей оппозиции, кульминацией которого стал арест и тюремное заключение бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко во время суда над ней, названного большинством людей на Западе политическим, подтверждает то, что нормы права на Украине игнорируются.
Поскольку Украина - это стратегически важная страна, ее судьба вызывает обостренную озабоченность не только в Европе, но и у всего мирового сообщества. Среди наиболее тревожных факторов, лежащих в основе антидемократического разворота Украины, можно выделить следующие:
Консолидация власти. После избрания Януковича в прошлом году Конституционный суд отменил поправки в конституции, принятые в 2004 года в рамках договоренности, приведшей к мирному завершению оранжевой революции. Тем самым был попран консенсус, нацеленный на сокращение президентских полномочий и на усиление парламентской системы. Теперь украинский президент все больше усиливает контроль над исполнительной, законодательной и судебной властью.
Повсеместная коррупция. Многие считают, что коррупция глубоко проникла в ряды украинской полиции, спецслужб, в администрацию, правительство и прокуратуру. В Индексе восприятия коррупции организации Transparency International за 2010 год Украина по десятибалльной шкале набрала всего 2,4 балла. Действия по борьбе с коррупцией проводятся вяло и нерешительно и не дают заметных результатов. Коррупция калечит институты страны, а бездействие властей в этом вопросе оказывает и негативное экономическое воздействие.
Усиление спецслужб (СБУ). Свидетельства активизации деятельности СБУ в политической сфере представлены в многочисленных докладах правозащитных организаций. Гражданам, неправительственным организациям и журналистам открыто угрожают, за ними ведется слежка. Так, в июле 2010 года в киевском аэропорту был задержан глава киевского бюро Фонда Конрада Аденауэра (Konrad Adenauer Foundation) Нико Ланге (Nico Lange). Это произошло после того, как он опубликовал критический доклад о процессе выборов в украинских регионах (впоследствии этот инцидент назвали «недоразумением»). В сентябре СБУ провела обыски в офисах организаций, финансируемых филантропом Джорджем Соросом. В октябре 2010 года полиция без судебного распоряжения провела обыск в офисе Винницкой правозащитной группы.
Преследования оппозиционных партий и независимых средств массовой информации. Продолжающиеся уголовные преследования оппозиционных политиков, в том числе, Тимошенко, а также изменения в избирательном законе в пользу президента и его сторонников ослабляют силы оппозиции.
Преследование независимых средств массовой информации включает в себя как меры административного противодействия, так и более жестокие действия. Не было тщательного расследования по факту исчезновения главного редактора газеты «Новый Стиль» Василия Климентьева, который уделял большое внимание проблемам коррупции в Харьковской области. Большинство телеканалов находится в руках четырех компаний, которые в основном тесно связаны с правящей «Партией регионов». Очевидный конфликт интересов представляет то обстоятельство, что Валерий Хорошковский, владея компанией Inter Media Group, одновременно возглавляет Службу безопасности Украины, а также является членом совета Национального банка Украины. В целом налицо масса фактов, свидетельствующих об ослаблении плюрализма в СМИ после прихода к власти президента Януковича.
Слабое гражданское общество. Хотя обозреватели считают, что преследование неправительственных организаций сдерживается опасениями администрации по поводу международной реакции, особенно со стороны ЕС, та обстановка, в которой работают группы гражданского общества, остается крайне неблагоприятной. У этих организаций нет возможностей для подлинного включения в процесс выработки политических решений.
Украина находится на перепутье. Одна дорога ведет к демократии, другая к самовластию. Первая дорога – это путь к членству в Европейском Союзе; вторая поведет Украину в более мрачном и опасном направлении. Миллионы украинских граждан выступают за членство в ЕС, но их энтузиазм гасит отсутствие четкой политики Евросоюза в отношении Украины.
Тем временем, администрация президента Януковича объявляет о своем стремлении к вступлению в ЕС, однако отказывается от осуществления реформ, необходимых для соответствия критериям членства. В результате Украину в ближайшее время вряд ли пригласят на переговоры о начале процесса вступления.
Для ЕС жизненно важно проводить более активную политику в отношении Украины, чем та, которую он проводит сегодня. Нынешнее председательство Польши в Евросоюзе должно напомнить об истоках процветающей польской демократии и о той важной поддержке, которую страна получила от Запада несколько десятилетий назад. В такой же поддержке нуждается сегодня и Украина, и эти действия нельзя откладывать в сторону из соображений политической целесообразности. Нельзя также проводить их, основываясь исключительно на своекорыстных экономических интересах. Мы призываем ЕС и его страны-члены потребовать от Украины соблюдения норм права. По крайней мере, ЕС должен потребовать, чтобы Тимошенко и других лидеров оппозиции освободили под залог, чтобы они могли активнее защищать себя в суде.