«Российские железные дороги» ограничили на этой неделе отгрузку зерна в адрес черноморского порта Новороссийск, что может испортить возвращение России на глобальные рынки зерна после снятия запрета на вывоз.
Железнодорожная компания заявила, что на путях, соединяющих сельскохозяйственные районы страны с портом, скопилось большое количество зерновозов. Дополнительно усугубила ситуацию штормовая погода, которая мешала судам покидать Новороссийск.
Российские сельхозпроизводители бросились отправлять зерно в порт в июле, когда правительство сняло запрет на экспорт, который был введен после поразивших Россию в прошлом году жары и засухи. В этом году Россия, как ожидается, соберет от 87 до 88 миллионов тонн зерновых. В 2010 году она собрала лишь немногим более 60 миллионов тонн.
Московская компания «СовЭкон», специализирующаяся на анализе аграрных рынков, прогнозирует, что в 2011-2012 сельскохозяйственном году Россия экспортирует 20 миллионов тонн зерновых, в том числе 18 миллионов тонн пшеницы. В августе экспорт зерновых достиг 3 миллионов тонн, приблизившись к рекордному уровню. Ожидается, что в сентябре он останется примерно таким же. «Временно он может замедлиться, но ничего экстраординарного не будет», - считает исполнительный директор «СовЭкона» Андрей Сизов-младший.
Возвращение России и Украины на глобальные зерновые рынки снимает часть проблем с предложением. Аналитики сейчас снижают прогнозы по урожаю в США, но пшеница из Причерноморья, предположительно, должна это частично скомпенсировать.
Цены на зерно в Европе, упавшие после того, как Россия сняла запрет на экспорт, снова поднялись. Мукомольная пшеница с поставкой в ноябре торговалась в Париже по 208,50 евро за тонну, что означает снижение на 1,3% в день после достигнутых в понедельник рекордных за шесть недель 215,25 евро за тонну. В Чикагской торговой палате пшеница с поставкой в декабре шла по 7,84 доллара за бушель, подешевев на 1%.
Трудности, возникшие в Новороссийске, могут способствовать увеличению поставок зерна из США, которые на прошлой неделе сообщили о сравнительно небольшом объеме экспорта – он достиг лишь 369 200 тонн.
В 2000-х годах правительство России начало реформы сельского хозяйства, в результате которых страна стала третьим в мире по величине поставщиком пшеницы. Однако она по-прежнему не может в достаточной степени развить инфраструктуру транспорта и хранения.
Российский экспорт зерновых, как и раньше, уязвим для проблем внутреннего рынка и для транспортных проблем. Хотя российский президент Дмитрий Медведев подчеркнул на этой неделе, что в этом году новые ограничения, скорее всего, не понадобятся, несколько высокопоставленных российских чиновников заявляли ранее, что экспорт может быть ограничен, если вырастут внутренние цены.