Россия и Украина снова на ножах из-за отныне уже исторического спора по поводу газовых поставок. И Европа, а вместе с ней и Италия, должны вновь принимать во внимание возможность опасного развития старого сценария, когда на пороге зимы может возникнуть риск перерывов в снабжении стран Европейского Союза газом, проходящим по территории Украины.
Тревога и для других стран Евросоюза. В затруднительном положении находится Италия. Вчера глава Eni Паоло Скарони вновь предупредил, что только в случае, если ситуация в Ливии улучшится, газопровод «Зеленый Поток», который позволяет импортировать в нашу страну примерно 8 миллиардов кубических метров метана в год, что составляет 10% наших нужд, сможет возобновить свою работу в середине октября.
Вчера в Трентино во время работы VeDrò Скарони уточнил, что это «дерзкая» цель, разработанная Энрико Летта, но технически она выполнима, хотя сначала нужно не столько прояcнить ситуацию с установками по добыче нефти, используемыми Eni в Ливии, которые, как кажется, можно запустить за несколько дней, сколько положение с инфраструктурой в прибрежном городе Меллита.
В любом случае мы должны гарантировать себе надежное обеспечение газом зимой, запасая его в соответствующих установках для хранения. Работы уже начались. Они позволят иметь необходимыве запасы газа в холодный период года.
«Мы можем обойтись и без использования газопровода «Зеленый Поток» в предстоящую зиму, хотя это и поставит нас в довольно опасное положение: достаточно будет любого срыва в поставках газа из других источников, и начнутся проблемы», - предупредил Скарони неделю тому назад. И тут обнаруживается первое из двух возможных затруднений, а именно проблема с поставками через территорию Украины, которые дают нам примерно треть всего необходимого газа. Нельзя исключить и другую возможную проблему, связанную с поставками газа из Алжира по газопроводу Transmed, по которому подается примерно такое же количество газа, что и через Украину. Прежде чем достигнуть наших берегов, этот газ должен пройти через неспокойную территорию в Тунисе. В прошлом июле уже случились тревожные акты саботажа, и остается только надеяться, что возможное обострение ситуации в Тунисе в преддверии выборов, намеченных на 23 октября, не приведет к новым осложнениям.
Итак, в северном направлении сценарий повторяется с небольшими вариациями. Украина хочет добиться снижения цены на поставки российского газа и поэтому пытается сократить зимние поставки, на этот раз на треть. Москва не желает изменить цену и в любом случае требует полного соблюдения ранее оговоренных условий оплаты по полным поставкам, так как для украинцев, как и для нас действует одна и та же схема выполнения контрактов «бери или плати». Эти условия могут быть пересмотрены, что мы и пытаемся сделать, но они связаны с длительными и сложными переговорами.
Украина пытается найти выход в структурных изменениях. Некоторые из них могут дать сомнительный результат, как, например, кампания по увеличению энергетической эффективности с целью уменьшения спроса на газ. Другие меры носят более конкретный характер. Среди них план по извлечению собственного газа. Его реализация уже началась в соответствии с только что заключенным промышленным соглашением с компанией Shell с непредсказуемыми будущими результатами, которые, в любом случае, не решат проблему полностью. Чтобы добиться решения спора с Россией, украинский премьер-министр Николай Азаров вчера объявил о передаче дела в международный арбитражный суд.
В прошлые годы споры Украины с Россией приводили к тому, что у нас возникали немалые проблемы. Россия прекращала поставки газа в Украину, добиваясь их полной оплаты. Украинцы якобы делали забор газа, предназначенного для снабжения Европы, и русские утверждали, что они были вынуждены сократить все поставки газа.