После долгой критики действий НАТО в Ливии 1 сентября Россия по всей видимости совершила резкий поворот, признав Переходный национальный совет в качестве официального представителя ливийского государства.
Среди всех членов Совета безопасности ООН один лишь Китай упорно отказывается признавать ПНС легитимным представителем ливийского народа.
1 сентября Россия признала ПНС в качестве законного правителя Ливии. Такая перемена курса произошла в рамках участия России (наравне с несколькими десятками других государств) в конференции «друзей Ливии», которая в настоящий момент проходит в Париже и нацелена на подготовку будущего страны.
Такая смена позиции выглядит особенно значимой с учетом того, что еще несколько дней назад Россия отказывалась признавать ПНС чем-то большим, чем просто одного из представителей ливийского народа и не ослабляла напор критики в адрес военного вмешательства НАТО. До этого шага Москва говорила об отсутствии позиции на конференции в Париже 1 сентября, на которую, по ее словам, ее даже не приглашали.
Некоторые аналитики объясняют такую политику стремлением России сохранить торговые соглашения, которые были подписаны с правительством Муаммара Каддафи. Однако на какие контракты она может рассчитывать, если пирог по всей видимости уже давно поделен между членами Североатлантического альянса? Российские интернет-СМИ полагают, что речь скорее идет о реалистической дипломатии: Москва решила признать ПНС, чтобы следить за развитием ситуации в Ливии.
Стоит также отметить и другие источники давления на Россию. Так, в начале недели в Москву отправился представитель Министерства иностранных дел Франции. Что ему было поручено обсудить? Кроме того, в Чечне на этой неделе произошел теракт, в результате которого погибли несколько человек.
Как бы то ни было, у Башара Асада теперь появился серьезный повод для беспокойства. Собирается ли Россия бросить его, как уже сделала с режимом Каддафи? Или же она продолжит поддерживать своего союзника, заблокировав все попытки международного вмешательства в Совете безопасности ООН?
Эти вопросы сегодня тем более актуальны, что 31 августа Николя Саркози сделал следующее заявление: «Власть в Дамаске напрасно считала, что находится в безопасности от своего собственного народа. Президент Сирии совершил непоправимое. Франция и ее партнеры сделают все возможное, чтобы законным путем добиться осуществления стремлений сирийского народа к свободе и демократии». По поводу Ирана президент Франции также добавил, что «его военная, ядерная и баллистическая программа является растущей угрозой, которая может привести к превентивным ударам по иранским объектам, что способно вызвать масштабный кризис, которого Франция бы хотела избежать любой ценой». К тому же иранская ядерная программа развивалась при активной поддержке России.
Россия стала 46 по счету страной, которая признала ПНС. В число тех, кто до сих не торопится последовать их примеру, входят Южная Африка (и большинство африканских государств), Бразилия (а также все страны Латинской Америки от Аргентины до Мексики), Индия, Пакистан, Япония и даже Израиль...