Львов – Кажется, что некоторые части Европы сейчас являются менее толерантными, чем они были в XVI веке. На прошлой неделе я наблюдал, как бульдозеры начали сносить остатки некогда красивейшего в Европе комплекса синагог XVI века «Золотая роза» во Львове. Большая часть синагоги была сожжена нацистами, с евреями внутри, в 1941 году.
Во время войны 42 другие синагоги были разрушены во Львове, который со средних веков и доXX века был известен под своим австрийским названием Лемберг и был переименован во Львов в 1945 году, когда его присоединили к СССР. Развалины «Золотой розы» являются последними из нескольких упоминаний о существовании евреев в городе, где они составляли большинство населения в 1940 году.
Разрушение бульдозерами этих последних следов яркого прошлого является не только морально неправильным, не предоставляя горстке львовских евреев шанса восстановить это место или превратить его в мемориал. Это еще и незаконно. Собственные законы Украины рассчитаны на то, чтобы сохранять подобные исторические места.
В этом виноваты не только украинские власти. Где ООН и ее организация по культуре, ЮНЕСКО? Развалины синагоги были названы частью наследия человечества ЮНЕСКО в 1998 году.
И где европейская футбольная организация, УЕФА? Украинцы собираются построить гостиницу на этом месте для проведения в следующем году Чемпионата Европы, принимаемого Украиной вместе с Польшей, который является третьим по просмотру спортивным событием в мире. Вот и все, что осталось от столь рекламируемой кампании УЕФА по «удалению расизма из футбола». Вдобавок к оставшемуся антисемитизму на Украине, власти, кажется, также мотивированы культурной и исторической грубостью, безграмотностью и отрицанием прошлого, а также жадностью до недвижимости.
Во время Холокоста 420 тысяч евреев, включая более ста тысяч детей, были убиты во Львове и его окрестностях. Это больше, чем почти в любом другом городе Европы. Убийства шли настолько эффективно, что нацисты организовали доставку румынских и венгерских евреев именно сюда, чтобы заняться ими после уничтожения польских и украинских евреев. Почти никто не выжил.
Тем не менее, вы с трудом найдете хоть одно упоминание об этом в официальных гидах или музеях Львова. Не существует памятника убитым евреям и в старом городе Львова.
Несколько пожилых людей все еще помнят. Одна женщина, подошедшая ко мне на прошлой неделе, пока я стоял у места, что раньше было входом в гетто, сказала мне, что помнит, как ребенком видела, как евреев хлестали, заставляя ходить туда-сюда на коленях, пока они не падали от бессилия, после чего были расстреляны, пока фашисты смеялись.
Всего несколько туристов приходят сюда теперь, хотя многие читатели смогут узнать город, так как именно его Стивен Спилберг выбрал для съемок части своего фильма «Список Шиндлера». Этот бывший австрийский и польский город до сих пор напоминает части довоенного Кракова, где происходит большая часть событий фильма.
Другие, может быть, прочитали душераздирающую книгу Роберта Маршала «В подземельях Львова» («In the sewers of Lvov»), историю единственной группы евреев, которая хоть сколько-то прожила в подземельях оккупированной фашистами Европы.
Десять евреев, включая двоих детей и беременную женщину, смогли прожить 14 месяцев среди экскрементов, крыс и темноты, несмотря на использование фашистами собак и гранат для того, чтобы «выкурить» около 500 евреев, которые пытались там спрятаться. Малыш, рожденный в стоках, погиб.
Эта группа из 10 человек выжила с помощью Леопольда Сохи, неграмотного бывшего польского преступника, который после освобождения из тюрьмы стал работником канализации и сделал своим «искуплением вины» спасение евреев, рискуя собственной жизнью, принося им еду, насколько часто это было возможно. В иерусалимском Яд ва-Шеме висит табличка с его именем.
Власти Львова знают, что снос развалин «Золотой розы» - это грубое нарушение, и именно поэтому на прошлой неделе они обнесли все высоким забором и скрыли стройку от большей части улицы. Одному из последних евреев Львова Мэйли Шейкету и мне пришлось забраться на высокую лестницу, чтобы посмотреть на работу бульдозеров.
Более 20 лет Шейкет почти в одиночку проводит кампанию с призывом к властям остановить разрушение еврейских памятников в регионе и отметить более чем тысячу массовых захоронений мемориальными плитами.
«Сложно представить, как к этим местам можно относиться с меньшим уважением», - сказал Шейкет. «Холокост не остановился здесь, разрушение продолжается. На могильных плитах величайших раввинов сейчас расположены кинотеатры, дискотеки и парковки. По меньшей мере, власти могли бы установить опознавательные знаки в этих местах».
Два года назад, другое место массовых убийств во Львове, Цитадель, где десятки тысяч евреев и не только были замучены пытками до смерти, было превращено в пятизвездочный отель. Удивительным образом, отель принадлежит Володимиру Губицкому, заместителю председателя Львовской облгосадминистрации, ответственному за сохранение культуры и наследия.
Шейкет не смог остановить проект в Цитадели. Но он продолжает кампанию по прекращению разрушения развалин «Золотой розы», а также превращения последней уцелевшей части Цитадели в казино в ходе приготовления к Евро-2012.
В ХVI веке, когда «Золотая роза» была построена, Лемберг был толерантным городом, где уживались многочисленные этнические группы. Неужели мир сейчас является настолько нетолерантным, что не может поддержать сохранение остатков некогда процветавшей еврейской общины и оставить убитых покоиться с миром?