Рост цен на энергоносители побуждает Россию выйти на рекордный уровень добычи нефти. Но как долго крупнейший производитель нефти в мире сможет удержать его?
Не очень долго, считают аналитики, если правительство не реформирует налоговую систему для поощрения инвестиций в разработку нефтяных месторождений.
В августе Россия производила 10,27 миллиона баррелей нефти в сутки, установив новый постсоветский рекорд. Сейчас предполагается, что средний показатель по году приблизится к 10,3 миллиона баррелей в день – по сравнению с 10,1 миллиона баррелей в день в 2010 году.
Почти все крупные российские нефтяные компании показали небольшой прирост объема добычи, по информации, опубликованной министерством энергетики в пятницу. Исключение составляет Лукойл, у которого объем добычи продолжает падать из-за сокращения добычи на давно разрабатываемых месторождениях Западной Сибири.
Аналитики предупреждают, что если Россия не реформирует налогообложение с целью привлечения инвестиций, другие производители скоро разделят судьбу Лукойла.
России необходимо «сбалансировать потребность в более высоких налоговых поступлениях с обеспечением инвестиций в нефтяные месторождения», чтобы предотвратить неизбежный спад производства, предупреждает в своем последнем ежемесячном докладе по нефти Международное энергетическое агентство.
Большинство российской нефти добывается на так называемых «коричневых» – старых – месторождениях, где объем едва растет и скоро начнет падать. Чтобы обеспечить рост индустрии, инвесторы должны перейти на новые «зеленые месторождения», удаленные от существующей инфраструктуры, где запасы, хотя и привлекательные, но требуют больших вложений для разработки.
Традиционно правительство предлагает налоговые льготы компаниям-фаворитам для поощрения инвестирования рискованных проектов. Однако система патронажа начала разрушаться, так как министерство финансов старается сократить дефицит бюджета.
Роснефть, которая ранее была освобождена от уплаты пошлины на экспорт нефти на Ванкорском месторождении, главном нефтепроекте Восточной Сибири, уведомили, что в этом году она должна будет заплатить сбор, если цены на нефть не упадут ниже 90 долларов за баррель.
Пока Роснефть, крупнейший в России производитель, добывающий 2,4 миллиона баррелей в день, не пересмотрела в сторону понижения свои производственные планы. Но она заручилась поддержкой ExxonMobil, своего нового стратегического партнера, в лоббировании налоговой реформы. Обе компании представили правительству перечень налоговых предложений, которые помогли бы им в освоении Арктики.
Роснефть говорит, что правительство понимает необходимость налоговой реформы, но есть вопросы в отношении того, насколько далеко чиновники пойдут на компромисс с промышленностью.
Производители надеются, что Россия последует примеру Бразилии, которая стимулировала инвестиции в рискованные глубоководные нефтяные проекты, отменив налогообложение до тех пор, пока месторождения не станут приносить прибыль.
Это может быть трудной задачей в стране, которая традиционно считает нефтяную промышленность дойной коровой. Но есть риск, что если правительство не пошевелится, производители переключатся на инвестирование за пределами России. ЛУКОЙЛ уже создал значительные зарубежные портфели и планирует к 2020 году получать более одной пятой добычи нефти на нероссийских месторождениях.
Роснефть обрадовалась на этой неделе предложению Exxon по совместной разработке нефтяных месторождений в Северной Америке и других странах, что позволит ей глобализироваться и диверсифицироваться за пределами России.